Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение электронных образовательных
ресурсов на уроках математики

Петрова Н.А., учитель математики
ГБОУ средняя школа № 376
Московского района г. Санкт-Петербурга

Petrova N.A., teacher of mathematics,
secondary school No. 376
of the Moskovsky district of St. Petersburg
Аннотация: Работа актуальна, так как направлена на рассмотрение выше перечисленные факторов, а также рассмотрение проблемы эффективности применения информационных технологий при обучении в общеобразовательной школе, тесно связанной с оптимизацией учебного процесса. Проблема эффективности применения информационных технологий рассматривается с точки зрения применения электронных образовательных ресурсов.
Abstract: The work is relevant because it is aimed at considering the above factors, as well as considering the problem of the effectiveness of the use of information technologies in teaching in a general education school, which is closely related to the optimization of the educational process. The problem of the effectiveness of the use of information technologies is considered from the point of view of the use of electronic educational resources.
Ключевые слова: математика, преподавание математики, электронный ресурс.
Keywords: mathematics, teaching mathematics, electronic resource.
В самом общем случае понятие электронного ресурса можно определить, как любую информацию, для воспроизведения которой необходимы электронные устройства. При таком определении понятия электронного ресурса нет указаний ни на тип воспроизводимой информации, ни на ее содержание. Очевидно, что не любая информация предназначена для образования и может использоваться в учебном процессе. Информация для образовательных целей, как правило, характеризуется последовательностью и системностью изложения материала, ориентацией на конкретную аудиторию, нацеленностью на получение заранее заданного результата и рядом других отличительных признаков.
Детализация понятия «электронный ресурс» предполагает, что электронный ресурс – это совокупность программных средств, информационных, технических, нормативных и методических материалов, полнотекстовых электронных изданий, включая аудио и видеоматериалы, иллюстративные материалы и каталоги электронных библиотек, размещенные на компьютерных носителях и/или в сети Интернет. ЭОР можно разделить на три уровня:
Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Но его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу [7].
ЭОР следующего уровня тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя, таким образом, так называемую линейную навигацию. При этом довольно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц. В ЭОР же это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). Ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст. В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием) [1].
Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук в полиграфическом издании невозможны. Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио- и видео-продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плейере [1].
Внедрение в учебный процесс использования ЭОР не исключает традиционные методы обучения, а гармонично дополняет и сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование электронного ресурса в процессе обучения представляет большие возможности перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Электронный ресурс для учителя – это возможность не писать ежедневно и кропотливо конспекты к урокам; применять практически ежеурочно контролирующие тесты или модули, избавляя себя от долгих проверок; выставление объективных оценок (их выставляет компьютер); решить проблему заинтересованности детей учебным предметом (ни для кого не секрет, что даже самый «слабый» ученик предпочтет компьютерное тестирование контрольной работе).
Электронный ресурс для учащегося – это, прежде всего, возможность действительно научиться. Они позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия – виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр.
Также учащийся сможет самостоятельно провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже заложено в электронный ресурс.
Что касается исследовательской работы, электронный ресурс позволяют не только изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме.
Образование как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время в России находится в сложном положении. Поэтому в систему образования привлекают современные информационные и коммуникационные технологии, основанные на компьютерных сетях. Появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как коммуникационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Поэтому разработка различных моделей использования коммуникационных технологий в образовании является насущной проблемой. Бурное развитие информатики и информационных технологий ставит перед образованием проблему использования новых технических средств, совершенствования образовательных методик. Перед учеными и педагогами стоит задача оптимизации объективного процесса информатизации образования. В Национальном докладе Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО определен один из основных механизмов реформирования системы образования – ее информатизация. Тем самым обозначено стремление вхождения России в мировое образовательное пространство, основывающееся на новых информационных технологиях.
По мнению Е.Т. Булгаковой «информационная технология» представляет собой методы обработки информации как результат сочетания технических возможностей вычислительной техники, электросвязи, информатики, направленных на сбор, накопление, анализ, доставку информации потребителям независимо от расстояния и объемов, на автоматизацию рутинных операций и подготовку аналитической информации для принятия решений [2].
Последние исследования зарубежных и отечественных ученых показывают, что программы усовершенствования школьного образования, в которых применялись новые технологии, дают положительные результаты как для школьников, так и для учителей. Многие школы и классы только недавно получили доступ к новым технологиям обучения, положительные результаты, выявленные в результате исследований, дают все основания надеяться на блестящее будущее для образования, если государство будет и дальше выполнять свои обязательства по развитию образовательных технологий. Применение имеющихся и новых технологий в школах и классах дает еще больше оснований для успеха. Имея широкий доступ, учителя смогут лучше помогать учащимся в овладении трудными для понимания понятиями и развить интерес к учебе, снабдить их доступом к информации и источникам знаний, а также удовлетворить индивидуальные запросы учащихся. Следуя из выше сказанного, если мы воспользуемся предоставленными нам возможностями, то образовательные технологии помогут повысить уровень обучения и улучшить успеваемость каждого ученика [3].
Канадские ученые из университета Конкордия провели исследование влиянии компьютерных технологий на успеваемость и восприятие учебного процесса учащимися.
Для систематического исследования факторов воздействующих на разброс выборки индивидуальных эффектов исследователи использовали смешанную модель анализа разнородности данных. Результаты свидетельствуют о следующем:
использование в учебном процессе компьютерных технологий имеет оптимальный порог, за пределами которого дополнительное насыщение ведет к снижению позитивного эффекта на успеваемость;
наиболее эффективно компьютерные технологии влияют на успеваемость, когда основная цель их использования – поддержка когнитивных процессов, а не просто модернизация представления учебного материала;
сходные по средним значениям результаты объективной оценки успеваемости и субъективной удовлетворенности учащихся учебным процессом, проявляют неоднородную динамику под воздействием проанализированных моделирующих переменных [4].
Однако стоит заметить, что использование новых информационных технологий ведет к решению острых проблем современного образования только в том случае, когда развитие технологической подсистемы образования сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах: педагогической, организационной, экономической и т.д. Таким образом, новые технологии только тогда могут быть эффективны в образовании, когда они не вписываются в уже существующую образовательную систему, а входят как элемент в новую систему образования [2].
 
 


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Мосолков, А. Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-8.html
  2. Булгагова, Е.Т. Использование информационных технологий в учебном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science.ncstu.ru/articles/hs/12/07.pdf/file_download
  3. Солдаткин, В.И. Сборник научных работ. Том 1 / В.И. Солдаткин, А.Н. Немцев, С.Н. Немцев, В.А. Беленко, Т.В. Беленко, С.Ю. Боруха, Ю.М. Кузнецов, В.В. Серебровский, А.П. Толстобров, А.В. Дьяченко; – Белгород: БелГУ,2010.
  4. Стрезикозин, В.П. Актуальные проблемы начального обучения. М.: Просвещение, 1983.
  5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования – М.,2010-17 с.
  6. Мосолков, А. Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-8.html
  7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Постановление правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (с изменениями на 07.10.2021)
  8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К. Селевко, – М.: Народное образование, 1998. – 256 с
  9. Солдаткин, В.И. Сборник научных работ. Том 1 / В.И. Солдаткин, А.Н. Немцев, С.Н. Немцев, В.А. Беленко, Т.В. Беленко, С.Ю. Боруха, Ю.М. Кузнецов, В.В. Серебровский, А.П. Толстобров, А.В. Дьяченко; – Белгород: БелГУ,2010.
  10. Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. – СПб : РГПУ им. А.И. Герцена, 2007- 32 с.
  11. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения: Национальный стандарт Российской Федерации, 2006 – 11 с.
  12. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. – Спб :Норинт, 2014
  13. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2005.-320с.
  14. Гура, В.В. Уровни педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов для открытого образования / В.В. Гура; – Таганрог, 2001.
  15. Коджаспирова, Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений- М.: Академия, 2002. – 256 с.
  16. Урок математики с ЭР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unimath.ru
  17. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000.
  18. Чернова Ю.А. Использование интерактивной доски в учебном процессе [Электронный ресурс]. – 15 декабря 2014 г.. - http://ped-portal.ru/.
  19. Смирнова М.А. Уроки математики с применение информационных технологий. 1-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением-М.:Глобус-2016
  20. Электронные образовательные ресурсы ресурсы [Электронный ресурс ]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r70703/ 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»