Формирование учебно-познавательной компетентности
обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
при изучении математики
Селезнева Светлана Анатольевна
Аннотация
Для математического образования всегда был характерен процесс формирования технических навыков – от сложения дробей до взятия интегралов. Такое формирование идет и в современном математическом образовании. Разница в том, что технический навык рассматривается не как завершающая образовательная цель, а как инструмент в решении осмысленных задач, в ходе решения которых, он, в основном и формируется. В статье предложен взгляд на процесс развития учебно-познавательной компетентности, выделены показатели ее сформированности, представлен результат работы по данному направлению.
На современном этапе развития России образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности государства. Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании.
Способы логического рассуждения, планирования и коммуникации, моделирования реального мира, реализуемые и прививаемые математикой, являются необходимым элементом общей культуры.
Переориентация образования на компетентностный подход соответствует мировым тенденциям, происходящим в образовательных системах развитых стран.
Теоретические основы по данному вопросу описаны многими научными коллективами. В классификации ключевых компетенций учебно-познавательная, понимаемая В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, как «готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания» для математической образованности является наиболее актуальной.
В теории и практической деятельности для формирования данной компетентности нами изучены характеристики владения и выделены следующие показатели сформированности учебно-познавательной компетентности:
В указанном направлении нами усиливается личностная и практическая ориентированность содержания и процесса математического образования: обеспечиваем диалогический, проблемный и развивающий характер обучения, используем дидактические материалы практико-ориентированного характера, разрабатываем контрольно-измерительные материалы, проводим мониторинг.
Активным средством формирования учебно-познавательной компетентности является вовлечение в совместную образовательную (творческую, поисковую, проектную, исследовательскую) деятельность всех обучающихся, с учетом первоначальных склонностей и интересов к изучению математики. Обучающиеся – инициаторы внеклассных событийных мероприятий по математике, активные участники предметных олимпиад, очных и заочных интернет-конкурсов и др.
Групповые занятия различных форм (элективные, факультативные курсы, дополнительные образовательные программы, индивидуальные консультации) организованы на следующих принципах педагогической деятельности:
Результаты контрольных мероприятий свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по формированию и развитию учебно-познавательной компетентности обучающихся способствует достижению динамики показателей. Процентное отношение количества обучающихся, демонстрирующих достаточный и выше достаточного уровни развития учебно-познавательной компетентности на примере контрольных мероприятий по освоению образовательных цензов по математике за три года:
Более 90% обучающихся 9-х классов определяют адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Не снижается количество обучающихся, которые комбинируют известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Увеличилось количество обучающихся, владеющих знаниями и умениями, способных применить их при решении задач практико-ориентированного содержания, т.е. в повседневной жизни. Это позволяет констатировать прирост качества образования. «Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении». [2].
Однако, остается недостаточно высок показатель сформированности умения самостоятельного создания алгоритмов для решения задач творческого и поискового характера.
Анализ и обобщение результатов проводимой поисковой работы позволяет в дополнение к сказанному сформулировать суждение о том, что для развития учебно-познавательной компетентности необходимо:
На современном этапе развития России образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности государства. Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании.
Способы логического рассуждения, планирования и коммуникации, моделирования реального мира, реализуемые и прививаемые математикой, являются необходимым элементом общей культуры.
Переориентация образования на компетентностный подход соответствует мировым тенденциям, происходящим в образовательных системах развитых стран.
Теоретические основы по данному вопросу описаны многими научными коллективами. В классификации ключевых компетенций учебно-познавательная, понимаемая В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, как «готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания» для математической образованности является наиболее актуальной.
В теории и практической деятельности для формирования данной компетентности нами изучены характеристики владения и выделены следующие показатели сформированности учебно-познавательной компетентности:
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- самостоятельное создание алгоритмов для решения задач творческого и поискового характера;
- овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных учебных дисциплин, продолжения образования;
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- формулирование полученных результатов (выводы, обобщения).
- нахождение необходимой информации в тексте и оформление ее в форме таблицы, схемы;
- анализ предложенной ситуации, выделение из избыточной информации необходимой для решения задач;
- отбор объектов, сравнение, сопоставление, систематизация объектов, аргументация своего выбора;
- установление математической зависимости между объектами;
- выделение причинно-следственных связей, аргументация своей точки зрения, выдвижение обоснованных предположений;
- выбор способов решения задачи, предложение альтернативных вариантов решения задач;
- сравнение информации, полученной из разных источников, систематизация ее.
В указанном направлении нами усиливается личностная и практическая ориентированность содержания и процесса математического образования: обеспечиваем диалогический, проблемный и развивающий характер обучения, используем дидактические материалы практико-ориентированного характера, разрабатываем контрольно-измерительные материалы, проводим мониторинг.
Активным средством формирования учебно-познавательной компетентности является вовлечение в совместную образовательную (творческую, поисковую, проектную, исследовательскую) деятельность всех обучающихся, с учетом первоначальных склонностей и интересов к изучению математики. Обучающиеся – инициаторы внеклассных событийных мероприятий по математике, активные участники предметных олимпиад, очных и заочных интернет-конкурсов и др.
Групповые занятия различных форм (элективные, факультативные курсы, дополнительные образовательные программы, индивидуальные консультации) организованы на следующих принципах педагогической деятельности:
- использование разнообразных форм и методов организации совместной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося;
- стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления находить свой способ работы (решения задачи), выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Результаты контрольных мероприятий свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по формированию и развитию учебно-познавательной компетентности обучающихся способствует достижению динамики показателей. Процентное отношение количества обучающихся, демонстрирующих достаточный и выше достаточного уровни развития учебно-познавательной компетентности на примере контрольных мероприятий по освоению образовательных цензов по математике за три года:
Более 90% обучающихся 9-х классов определяют адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Не снижается количество обучающихся, которые комбинируют известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Увеличилось количество обучающихся, владеющих знаниями и умениями, способных применить их при решении задач практико-ориентированного содержания, т.е. в повседневной жизни. Это позволяет констатировать прирост качества образования. «Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении». [2].
Однако, остается недостаточно высок показатель сформированности умения самостоятельного создания алгоритмов для решения задач творческого и поискового характера.
Анализ и обобщение результатов проводимой поисковой работы позволяет в дополнение к сказанному сформулировать суждение о том, что для развития учебно-познавательной компетентности необходимо:
- обеспечивать личностно ориентированную направленность образовательного процесса;
- создавать и использовать банк задач творческого и поискового характера, задач практической направленности;
- отслеживать уровень сформированности компетентности, используя и контрольно-измерительные материалы соответствующие указанным выше показателям;
- вовлекать обучающихся в олимпиадное движение различного уровня и форм (очная, заочно);
- осуществлять проектную деятельность обучающихся;
- содействовать обучению в заочных математических школах.
- Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]/А.В.Хуторской ,В.В.Краевский – М.:Издательский центр»Академия», 2007. – 352 с.
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", 04 февраля 2010 г.
- Концепция развития Российского математического образования, 2013 г.