Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учебная математическая деятельность

Зиновьева Марина Сергеевна
Попытки дать толкование понятию «учебная математическая деятельность» делались авторами различных научных исследований неоднократно, но установившегося определения, которое удовлетворяло бы всех, не выработано до сих пор. Остановимся подробно на трактовке этого понятия.
В самом общем виде деятельность определяют так:
Деятельность – специфически человеческая форма активности, содержанием которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего человека мира [7].
Специфическим видом деятельности является учебная деятельность.
Учебная деятельность – это специфическая деятельность, которая направлена на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий и развитие личностных качеств и познавательных способностей ее субъектов [8]. Выдающийся советский педагог и психолог В.В. Давыдов утверждал, что человек в процессе освоения учебной деятельности воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, т.е. человек учится учиться.
Математик-педагог Ю.М. Колягин, рассматривая наиболее важные аспекты использования задач в обучении математике, пишет, что решение задач является важнейшим видом деятельности, которая и называется математической [4]. Подобного мнения придерживается и Р. Атаханов [3].
Л.М. Фридман под математической деятельностью понимает научную деятельность ученого-математика, а деятельность ученика в процессе обучения математике, по его мнению, − это учебная деятельность, составной частью которой является познавательная деятельность [12]. Этой позиции придерживается и Н.В. Метельский. Он утверждает, что в деятельности школьников математическим является только содержание учебного материала, а сама деятельность носит не математический характер, а общенаучный [6].
В.А. Крутецкий, занимающийся исследованием математических способностей школьников, выделяет творческую математическую деятельность, под которой понимает самостоятельную постановку проблем, нахождение новых путей их решения и получение нового математического знания, и учебную математическую деятельность. Однако он не описывает, в чем существенное различие между ними. Автор считает, что при изучении математики в условиях школьного обучения тоже проявляется некоторое творчество: когда учащиеся находят оригинальные способы решения нестандартных задач, ставят перед собой несложные проблемы и ищут пути их решения. Результат такой деятельности тоже обладает новизной, пускай и субъективной. Поэтому самостоятельное творческое изучение математики в условиях школьного обучения является, по мнению Крутецкого, предпосылкой развития подлинной творческой математической деятельности [5, 9].
Одно из самых значительных исследований по вопросам развития математической деятельности принадлежит А.А. Столяру. Он характеризует математическую деятельность как мыслительную деятельность с набором общих логических приемов мышления и как специфическую для математики познавательную деятельность (специфика выражается в содержании знаний и способах их приобретения) А.А. Столяр выделяет три аспекта математической деятельности: 1) математизация эмпирического материала; 2) логическая организация математического материала, который накоплен в результате реализации первого аспекта деятельности; 3) применение математической теории, которая построена в результате второго аспекта деятельности. По мнению А.А. Столяра обучение математической деятельности это активное обучение математике. Это означает, что необходимо обучать учащихся самостоятельно открывать для себя «новые» математическая знания, а не заучивать готовый материал, учиться логически организовывать накопленный материал и применять теорию в различных ситуациях. А.А. Столяр отмечает, что важной педагогической проблемой является определение целесообразного соотношения всех трех стадий математической деятельности на различных этапах обучения [10].
Л.В. Селькина характеризует математическую деятельность школьника как разновидность учебной деятельности, создающую новую систему действий, которая ориентирована на общеинтеллектуальное развитие учащихся, воспитание логических приемов и познавательных умений, качеств мышления и личности посредством организации мыслительной деятельности на математическом материале [9].
Формирование приемов математической деятельности исследуется методистами, применительно к обучению младших школьников. В исследовании И.М. Хаконовой овладение математической деятельностью включает в себя развитие логического и алгоритмического , освоение математического языка, формирование приемов математического моделирования, развитие математической памяти [13]. Т.С. Александрова под математической деятельностью младших школьников понимает специфическую учебную деятельность, управляемую учителем и направленную на овладение математическим языком, общими логическими приемами мышления, первичными математическими понятиями и образами, которые используются в обучении и в повседневной жизни [1].
Таким образом, математическую деятельность трактуют очень широко и связывают с явлениями разного рода: с развитием математического мышления, процессом решения задач, с обучением мыслительным и познавательным действиям, научной деятельностью ученого-математика, с творческой деятельностью. Следовательно, это понятие требует уточнения, особенно в связи с целями конкретного исследования. В данной статье рассмотрим математическую деятельность, овладение которой происходит в процессе обучения в общеобразовательной школе, то есть учебную математическую деятельность.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО от 17 мая 2012 года) устанавливает следующие требования к уровню математической подготовки выпускников школ: сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления; сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач; знание основных теорем, формул и умения их применять; умения находить нестандартные способы решения задач. В стандарте выделяются и общекультурные цели обучения математике: сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. Помимо предметных результатов в стандарте устанавливаются и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, достижению которых способствует освоение учащимися универсальных учебных действий (УУД). Кроме того, стандарт ориентирован и на развитие личностных характеристик выпускника: креативный, критически мыслящий, способный к творческой деятельности [11].
Итак, изучив психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, а также, опираясь на ФГОС С(П)ОО, выделим характеристики учебной математической деятельности, тем самым уточнив это понятие. Учебная математическая деятельность ─ это специфическая учебная деятельность, управляемая учителем и направленная на овладение математическим языком и общими логическими приемами мышления, на развитие познавательных умений, умений построения логической цепочки рассуждений и математических моделей, а также развитие творческого потенциала учащихся.
Овладение математическим языком предполагает сознательное усвоение математических понятий (терминов, символов), их отношений (суждений) и математической речи (устной и письменной) [2].
Под овладением общими логическими приемами мышления понимается умение осуществлять мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, абстрагирования, конкретизации.
Овладение логическими приемами мышления лежит в основе формирования и развития познавательных умений учащихся. По мнению многих исследователей, познавательные умения – это умения самостоятельно приобретать знания. Они направлены на поиск, получение и преобразование информации.
Развитие творческого потенциала учащихся выражается в развитии таких качеств творческого мышления как гибкость, глубина, широта, оригинальность, критичность.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Александрова Т.С. Методика развития математической деятельности младших школьников // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер
  2. Артебякина О.В. Формирование математического языка у студентов педагогического ВУЗа. Вестник Челябинского государственного университета. 2011. №33 (248). Вып.60. С. 218–219.
  3. Атаханов Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития / под науч. ред. В.В. Давыдова. – Рига, 2000.
  4. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть 1. – М.: Просвещение, 1977.
  5. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998 (серия «Психологи отечества») – 416 с.
  6. Метельский Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. – Минск: Вышейшая школа, 1977.
  7. Огурцов А.П. Юдин Э.Г. Деятельность // Философский энциклопедический словарь. − М. 1988.
  8. Регуш Л., Орлова А. Педагогическая психология: Учебное пособие. − ПИТЕР, 2011.
  9. Селькина Л.В. Структура операционной сферы субъекта учебной математической деятельности // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки, 2013.
  10. Столяр А.А. Педагогика математики. – Минск: Вышэйшая школа, 1986.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
  12. Фридман Л.М. Учитесь учиться математике. – М.: Просвещение, 1985.
  13. Хаконова И.М. Формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы на основе компетентностного подхода: Автореферат дис. канд. пед. наук. – Майкоп, 2005.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»