Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль преподавателя  – тьютора на уроках математики
и во внеурочной работе для самоопределения
кадет в будущей военной профессии

Тихомирова Светлана Михайловна,
преподаватель математики 
 

«Ныне воюют не столько оружием, сколько умом...» Ф.М. Достоевский (1821-1881г.г.). Русский писатель.

Поступая в кадетски корпус, пятиклассники спрашивают: «Когда нам дадут оружие?». Этот вопрос говорит о многом.
  1. Они настроены на будущую профессию;
  2. Они не знают, в чем заключается профессия военного;
  3. Но, самое главное, «новоиспеченные» кадеты не понимают, какое значение имеет изучение школьных предметов в их будущей профессии.
Таким образом, задача преподавателя заключается в том, чтобы укрепить желание обучающегося стать военным. Помочь выбрать будущую специализацию в соответствии со своими индивидуальными способностями. Подготовить высокообразованного кадета, способного уверенно поступить в выбранное учебное заведение.
В кадетском корпусе реализуется принцип открытого образовательного пространства. Интересные и современные уроки, большое разнообразие кружков и секций, участие в олимпиадах, конкурсах, проектах и исследовательских работах – все это дает опыт самоопределения, позволяет вырабатывать необходимые качества для ориентации в выборе дальнейшей профессиональной деятельности.
Преподавателя становиться навигатором, тьютором. Он направляет индивидуальные потребности и возможности кадета. Помогает ему в выборе дальнейшего профиля обучения и самоопределения в будущей военной профессии.
В кадетском корпусе тьютором может быть как преподаватель, так и воспитатель, психолог, владеющий методологической подготовкой, коммуникативными компетентностями и интерактивными технологиями.
Преподаватель организует учебные и внеурочные мероприятия, ориентируясь на конкретного кадета.
Такая работа начинается уже с 5 класса. Проходя все этапы школьной программы, взросления обучающегося, преподаватель вместе с кадетом выходит на уровень самоопределения будущей профессии к концу 9 класс.
Какие этапы и специфику работы на них можно выделить:
  • Пропедевтический.
Возраст: 5-7 класс. Этап формирования коммуникативной, познавательной, регулятивной компетенций. Вовлечение в творческие мероприятия, проектную  и исследовательскую деятельность.
  • Подготовительный.
Возраст: 8-9 класс. Этап формирования самоопределения в выборе дальнейшего образовательного маршрута. Активное участие в олимпиадах, конкурсах, проектной и исследовательской работе.
  • Основной (заключительный).
Возраст: 10-11 класс. Этап формирования профессиональной готовности. Навык работы в команде, представление и защита собственных идей  и разработок. Умение планировать самообразование и самореализацию в рамках образовательной программы.
Деятельность преподавателя – тьютора по формированию основных компетенций, на каждом этапе, складывается из работы на уроке и во внеурочной деятельности. Наиболее эффективной в этом плане является проектно-исследовательская деятельность.
Работа над проектами проводится на уроках и во внеурочной деятельности. Главная особенность – это общая идея, цель. Необходимо соединить вместе математические знания, профессиональный выбор и индивидуальную особенность каждого кадета.
На первом этапе необходимо обратить внимание на интерес и увлечение кадет. На уроках математики в 5 классе необходимо включать задачи военного содержания, показывая значимость и актуальность   предмета.
Например:
Тема: «Рациональные числа»
На уроках можно использовать такие задачи.
  1. Самыми страшными были первые месяцы войны. Разгромив под Киевом основные силы Юго-Западного фронта, отрезав Крым и с сентября 1941 года установив блокаду Ленинграда, германская армия вновь перенесла главные усилия на Московское направление. Начав операцию по захвату столицы СССР, названную “Тайфун”, немцы прорвали советскую оборону. Сотни тысяч человек попали в фашистский плен. В таблице дано соотношение сил СССР и Германии на Московском направлении осенью 1941 года.
Боевые силы и средства Красная Армия Германские войска
Личный состав 1 250 000 1 800 000
Количество танков 990 1700
Количество орудий 7600 14000
Количество самолетов 667 1390
Сравните и вычислите, насколько превосходили силы противника нашу армию. Сделайте вывод.
  1. В результате упорной обороны и контрударов в конце ноября - начале декабря последние попытки противника прорваться к Москве были сорваны. Советские войска переходили в наступление в трудных условиях, когда численное превосходство в живой силе, танках, самолетах было на стороне противника. Так группа армий “Центр” имела в своем составе 1 708 000 человек, 13 500 орудий и минометов, 1 170 танков, 615 самолетов, а Советские войска насчитывали личного состава на 608 000 человек меньше, орудий и минометов в 2 раза меньше, танков на 395 меньше, а самолетов больше на 385. Сколько живой силы, орудий и минометов, танков и самолетов было в советских войсках в начале контрнаступления под Москвой?Тема: «Виды углов. Измерение углов»
Можно использовать задачи на измерение углов между объектами на картах. И в контексте данной темы, уместным будет вопрос об измерении углов на местности, где и в каких родах войск могут пригодиться данные знания.
В результате мы побуждаем кадет к поиску информации и заинтересовываем их. Обучающимся, которые активно участвовали в ответах на вопросы,  надо предложить найти дополнительную  информацию на эту тему и выступить с ней.
Начало проектной работы положено. На внеурочных занятиях с этими кадетами необходимо разработать план действий в постановке основных вопросов,  поиске информации, подготовке выступления и сроках выполнения работы. Дальнейшая консультация проводится по мере возникновения вопросов и предварительного прослушивания выступления.
В своей работе необходимо использовать информацию, полученную от психолога, работающего с данной ротой. Это поможет найти способ самовыражения кадета или подскажет над чем необходимо работать в процессе подготовки проекта.
 
Так, на протяжении учебного года, накапливается большой материал, который можно использовать в групповой проектной работе. В 5 классе получается, что преподаватель – тьютор сам заранее планирует основную идею проекта, подводя кадет к ее реализации, обучая основам проектной деятельности. Собранный материал обобщается, и готовиться к представлению. Название и продукт проекта кадеты выбирают сами. Это может быть тема: «Применение математики в военном деле», «Рациональные числа на службе армии» и т. д. В качестве продукта стоит предложить создать презентацию, выпустить газету или проспект для одноклассников, будущих кадет.
Работу можно представить на заключительных уроках в 5 классах, на конференции в корпусе, конкурсах.
 В 6 классе тему проекта необходимо определить в начале года и начать полноценную работу над проектом.
Кадеты могут сформировать несколько групп.  Проектная работа позволяет охватить несколько предметов, помогая развить метапредметные навыки.
Например: 
Тема «Обыкновенные дроби». Цель – показать связь математического понятия дроби с военным (поражающий элемент) и музыкальным (боевая барабанная дробь).
Задача тьютора – помочь обучающимся скоординировать работу по поиску информации, организовать связь с преподавателями других предметов. Расширение предметной области, поможет подключить к работе большее число кадет, позволит раскрыть возможности каждого, так как представление такой работы можно организовать с использованием музыкальных инструментов и демонстрации различных экспонатов.
В 7 классе, когда кадеты начинают изучать геометрию и физику, можно подключить к проектам моделирование и технологии. Это поможет укрепить связь математики с инженерными и техническими специальностями в военной профессии.  Некоторым обучающимся будет интересна работа над темой: «Геометрия крыла самолета» с представлением собственных моделей.
Чем старше становятся кадеты, тем более профессиональной должна быть их профориентация. Для этого необходимо включать в организацию проектной деятельности экскурсии с посещением высших военных учреждений, встречи с преподавателями и курсантами.
Работа по формированию самоопределения кадет в выборе будущей военной профессии – это постоянный, кропотливый труд на протяжении всех лет обучения воспитанника. Это вклад не одного преподавателя – предметника, а всего педагогического коллектива. Поэтому работа над проектами должна быть согласованной.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»