Решение задач на части с помощью уравнения
Тихонова Татьяна Валериевна
Предмет: математикаКласс: 5
Базовый учебник Математика 5 класс, Н.Я Виленкин, В.И. Жохов – М.: Мнемозина
Главная дидактическая цель урока:
– Выявление области приложения темы «решение задач на части с помощью уравнений» в жизни, формирование навыков применения знаний по данной теме при решении практических задач.
Задачи:
- Образовательные:
- Систематизировать знания типов задач, решаемых с помощью уравнения.
- Обобщитьумениесоставлять уравнение по условию задачи ипридумывать условие задачипо данному уравнению.
- Развивающие:
- Формировать способность практического применения алгоритма решения задач с помощью уравнений.
- Развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
- Развивать математическую речь учащихся.
- Развивать логическое мышление.
- Воспитательные:
- Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.
- Поддерживать интерес к уроку математики.
- Воспитывать умение слушать друг друга.
Планируемые результаты:
Предметные: знать алгоритм решения задач с помощью уравнения,уметь применять знания в жизненных ситуациях.
Метапредметные: уметь находить нужную информацию, производить расчёты, выдавать готовый продукт.
Личностные: уметь работать в коллективе, выслушивать разные точки зрения.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер учителя, проектор.
Технологии: технология развивающего обучения, игровая технология, исследовательская деятельность, здоровьесберегающая технология.
Тип урока:урок систематизации и обобщения знаний и умений
План урока:
- Организационный этап. Мотивация учебной деятельности. (2 мин.)
- Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на урок.
- Проверка домашнего задания.
- Этап постановки цели и задач урока. (2 мин.)
- Актуализация опорных знаний. (11 минут)
- Фронтальная работа: составление уравнений по условию задач.
- Фронтальная работа: составление условия задачи по заданному уравнению.
- Формирование практических навыков при решении задач (15 мин.)
- Деление на группы.
- Работа в группах.
- Защита проектов.
- Физкультминутка.(1 мин)
- Самостоятельная работа.(10 мин.)
- Домашнее задание.(1 мин.)
- Итог. Рефлексия.(3 мин.)
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вводно-мотивационная часть урока(15 мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Организационный момент. Цель – включитьобучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Отвечает на вопросы, связанные с домашним заданием. - Ребята, чем мы занимались на прошлых уроках? (решали уравнения и задачи с помощью уравнений) - Какие виды задач, решаемых с помощью уравнений, вы изучали? (когда известна сумма величин, когда известна разность величин, задачи на части) - Посмотрите, пожалуйста, на тему сегодняшнего урока.Сформулируйте цели урока (продолжить учится решать задачи на части с помощью уравнений, закрепить умение грамотно записывать решение задач с помощью уравнений, отрабатывать навык решать уравнения, развивать математическую речь…) |
Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. |
Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Актуализация знаний. Цель – повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий. - Начнем с устной работы. Задание 1. - Составьте уравнение по условию задачи: 1) 1 машина - ? т 2 машина - ?т, в 3 раза меньше Всего - 64 тонны 2) Мама - ? на 24 года старше Дочь -? лет Вместе им 30 лет 3) 1 ящик - ? кг, в 2 раза больше, 2 ящик - ? кг, на 40 кг меньше. 4) Вода - ?г, 3 части Крупа -?г 2 части Всего - 400 граммов Задание 2. -Составьте условие задачи по заданному уравнению: 1) 12+х+х=64 2) 5х – х = 18 3) 4х+7х=55 |
Выполняют задание. Обосновывают свои ответы. | Личностные:смыслообразование. Регулятивные: планирование, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, сравнение.Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная часть урока (операционная) (27 мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление. Формирование практических навыков решения задач. Цель – организовать обобщение знаний учащихся по теме«Решение задач на части с помощью уравнения ». |
- Ребята, вчера вы разделились на группы по 2-3 человека, с которыми вам было бы комфортно работать, и каждой группе было дано задание: подготовить задачи – рецепты различных групп. Сегодня на уроке вы решите эти задачи и оформите решение на альбомных листах. | Работа над проектом. По завершении работы, от каждой группы ученикипо одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради. |
Личностные: осознание ответственности за общее дело Познавательные:формирование интереса к данной теме, формирование картины взаимосвязей мира, построение логической цепи рассуждений, анализ. Коммуникативные:выражение своих мыслей, умение работать в группе. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка. Цель – обеспечение здоровьесбережения учащихся. |
Учитель организует смену деятельности. | Учащиеся выполняют гимнастику. | Личностные: Осознание ценности здоровья |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа. Самопроверка. Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий. |
Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм решения задач на части. В тетрадях запишите: «Самостоятельная работа», подпишите номер варианта. Откройте дидактический материал 1 вариант на с.36, 2 вариант – на с.62 и выполните №130 и №131(б). - У кого возникли затруднения при выполнении задания? - В каком месте? - Кто правильно выполнил задание? - Оцените себя. |
Осуществляют самопроверку. Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные задания, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку. |
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание. Цель – обсудить и записать домашнее задание. |
Домашнее задание из учебника № 662, №625(в), №560(е,д) Даёт комментарии к домашнему заданию |
Записывают домашнее задание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока (рефлексивно-оценочная) (3 мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке, соотнести полученный результат с поставленной целью. |
Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников - Вспомните, какие цели каждый из вас ставил себе в начале урока. Удалось ли вам их достичь? Каким способом? - Где можно применять эти знания? - Что на уроке хорошо получилось? Над чем ещё нужно поработать? - Проанализируйте свою работу. (раздаются карточки рефлексии)
|
Осуществляют самооценку. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения. Регулятивные: Осознание качества и уровня усвоения. Личностные: Самооценка. |