Урок математики должен быть интересным
Романяк Лариса Викторовна,
учитель математики ГБОУ СОШ №264
Наступило время, когда к школе предъявляются всё более и более возрастающие требования. Сегодня возрос спрос на людей, которые обладают нестандартным мышлением, умеют решать новые задачи, обладают такими качествами как самостоятельность, мобильность, динамизм и конструктивность. Пассивным, не умеющим решать проблему, трудно найти себе достойное место в современном обществе. Качества личности, востребованные обществом формируют и прививают в школе, в том числе и на уроках математики. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий. А известно,что одним из важнейших условий осуществления деятельности и достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как утверждают психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе учащихся , необходимо сделать обучение интересным и желанным.учитель математики ГБОУ СОШ №264
Чтобы цели учителя сделать так же целями учащихся, я считаю необходимым применять определённые методические приёмы. Они могут быть:
- Визуальные
- Тема – вопрос
- Работа над понятием
- Ситуация яркого пятна
- Исключение
- Домысливание
- Проблемная ситуация
- Группировка
- Аудиальные
- Подводящий диалог
- Собери слово
- Исключение
- Проблема предыдущего урока
Разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого–то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то предоставленной свободой. Мотивация учебной деятельности необходима на всех этапах урока.
В начале урока цель урока записывается на доске или выводиться на экран мультипроектора. Тема обязательно проговаривается и обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Затем необходимо поставить задачи. Лишь тогда, когда ученик поймёт, что полезного и нового он узнает на уроке, каким образом он сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке, его деятельность станет мотивированной. В конце урока обязательно нужно вернуться к этой записи и вместе с учащимися не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и проговорить, удалось ли им достигнуть цели.
Учитель очень четко должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками виртуозно не владел, без положительной мотивации учеников, без создания ситуации успеха для каждого ученика на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо учащихся, не оставив ничего в нем.
С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующие требования к современному уроку:
· По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое.
· Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока).
· Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т.д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета.
· Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывать темы своего курса как с родственными, так и с другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
Приемы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер. Приведу некоторые из них, которые я использую на своих уроках:
1. Использование жизненного опыта учащихся - этот прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых можно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация действительно была жизненной, а не надуманной.
Задачи практического содержания содержатся на ГИА в 9 и 11 классах. Ребятам очень нравятся задачи на проценты, на вероятность.
2. Создание проблемной ситуации - в педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Этим приемом часто пользуюсь при изучении нового материала.
3. Использование занимательных и творческих задач
4. На уроках часто использую интерактивные компьютерные средства (мультимедиапроекторы, интерактивные доски), различные компьютерные презентации (уже готовые или создаю самостоятельно) на различных этапах урока (большая помощь от готовых презентаций, т. к. на создание собственных уходит много времени).Это огромная подмога учителю: их использование позволяет распределить время на уроке более продуктивно. Кроме того использование презентаций обеспечивает наглядность, и визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
Для себя решила: каждый урок должен быть интересным, не развлекательным, а интересным! . Значит я должна, организовать такую деятельность учащимся на уроке, которая будет им интересна и значима для них. Урок и учение станет для учеников привлекательным только тогда, когда они сами будут проектировать, исследовать и открывать. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий. Я считаю, что сейчас необходимо научить учеников учиться и научить их хотеть учиться.