Применение технологии развития критического мышления
на уроках математики в условиях реализации ФГОС
на уроках математики в условиях реализации ФГОС
Давыдова Людмила Константиновна
Для того чтобы усовершенствовать ум,
надо больше рассуждать, чем заучивать.
Р. Декарт
Главной задачей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является развитие личности ученика. Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. В свою очередь меняются и технологии обучения.надо больше рассуждать, чем заучивать.
Р. Декарт
В настоящее время для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Учитель должен уметь строить урок с учетом формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся, знать и использовать технологии, которые позволят осуществить достижение требований ФГОС второго поколения наилучшим способом.
Полученные при обучении математики знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь выпускникам школы в их адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления на современном этапе.
Главная задача педагога сейчас заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения знаний самостоятельно. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт
Формирование критического мышления – одна из актуальнейших задач современного обучения.
Главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно
Технология РКМ позволяет решать задачи:
-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
ТРКМ способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении с применением данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.
Новые ФГОС фиксируют исключительную роль учителя в современных процессах образования. Педагогический дизайн урока усложняется и педагогу следует кардинально менять свой стиль и технологии. Педагог должен уметь создавать организационные и содержательные условия для проведения уровневых занятий на каждом уроке, быть в курсе методик целенаправленного формирования проектных, творческих, креативных способностей, развития теоретических (умственных) операций, организации целенаправленных учебных коммуникаций, владеть методами, поддерживающими и развивающими у детей самоконтроль, самооценку и самоанализ учебной деятельности.
В ТРКМЧП ( в технологии развития критического мышления через чтение и письмо) синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Это, прежде всего, подход, являющийся способом «разукрасить» урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, представляющая собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, а также базовые навыки человека открытого информационного пространства. Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.
Принципиальными моментами для технологии «РКМЧП» являются:
- активность субъектов образовательного процесса;
- организация групповой работы в классе;
- развитие навыков общения;
- идея ценности личности;
- подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;
- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:
- подготовительный – стадия вызова;
- восприятие нового –стадия осмысления (или стадия реализации смысла);
- присвоение информации – стадия рефлексии.
Стадия | Функции |
Вызов |
|
Осмысление содержания |
|
Рефлексия |
|
На уроках математики можно успешно применять следующие приемы ТРКМ:
Приём «З-Х-У». Графическая форма отображает три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Формирует умения:
• определять уровень собственных знаний;
• анализировать информацию;
• соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. В начале урока, заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы - «Хочу узнать» - это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После усвоения темы на стадии рефлексии учащиеся заполняют третью графу таблицы - «Узнали».
Применение приема З-Х-У. на уроке алгебры в 8 классе по. Теме «График уравнения
у = кх +l»
«Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал» | |
Линейное уравнение вида ах + bу + с = 0 можно представить в виде у = кх +l, если b≠0 |
Как зависит расположение графика у = кх + l от l Как по графику можно определить знак к и величину l Как по уравнению прямой можно определить положение графика на координатной плоскости |
Коэффициент к отвечает за «крутизну» графика функции у = кх + l. Чем больше к, тем круче график | |
Графиком уравнения у = кх +l является прямая |
Точка пересечения графика с осью Оу (0; l) позволяет найти l. Если l˃0, то график сдвигается вверх вдоль оси Оу, если l˂0 , то график сдвигается вниз вдоль оси Оу. | ||
Расположение графика у = кх +l зависит от знака к. Если l=0, а к˃0, то график лежит в I и III координатных четвертях. Если l=0, а к˂0, то график лежит во II и IV координатных четвертях. |
|||
По уравнениям графиков можно сделать выводы об их взаимном расположении. Если к равны, то прямые параллельны, если к не равны, то прямые пересекаются. |
Приём ИНСЕРТ (insert)
I – interactive | самоактивизирующая | |
N – noting | ||
S – system | системная разметка | |
E – effective | для эффективного | |
R – reading | чтения | |
T – thinking | и размышления |
"V" | – | уже знал |
"+" | – | новое |
"–" | – | думал иначе |
"?" | – | не понял, есть вопросы |
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу ИНСЕРТ, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям. Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:
«V» – знаю | «+» – новое | «-» - думал иначе | «?» – вопросы |
На этапе рефлексии обсуждаем записи, внесенные в таблицу, или маркировку текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.
Прием «Корзина идей» - это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на стадии вызова. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске схематично изображаю корзину, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится следующим образом:
- Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.
- Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (индивидуальная работа продолжительностью 1–2 минуты).
- Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
- Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
- Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ученика факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
- Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Прием «Концептуальная таблица» используем, когда нужно сравнить три и более объекта. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные свойства, по которым сравнение происходит.
Можно использовать по теме «Степенная функция» на уроке алгебры и начала анализа в 10 классе.
Учащиеся заполняют таблицу, работая в группах или парах. Затем проводится обсуждение и сравнение результатов.
Прием «Верные и неверные утверждения».
На доске или слайде записаны верные и неверные утверждения. До изучения новой темы ученики должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что высказывание верное, а знак «-» там, где неверное. Ученики работают в парах. Затем предлагаю учащимся поделиться своим мнением с классом. Заслушав ответы учащихся, заполняю первый столбец таблицы (столбец А). Подводя итоги работы над таблицей, подвожу учеников к мысли, что отвечая на вопросы, мы пока не знаем, правы мы или нет. Ответы на вопросы можно найти, изучив материал параграфа, прочитав предложенный текст и др. Ученики приступают к работе над текстом, а затем, по окончании работы, возвращаются к вопросам, рассмотренным в начале урока, делятся своим мнением с классом. В результате заполняется столбец Б. Но это пока еще не значит, что учащиеся правильно ответили на все вопросы. Окончательно таблица заполняется (столбец В) на стадии рефлексии, после обсуждения полученных результатов.
Применение приема «Верные и неверные утверждения» на уроке алгебры в 9 классе по тема «Свойства линейных неравенств»
№ п/п | Утверждения | А | Б | В |
Верите ли вы, что… (Верю (+), не верю (-)) | ||||
1. | Любое слагаемое можно перенести из одной части неравенства в другую, при этом знак неравенства не меняется | + | ||
2. | Знаки ˂ и ˃ называются знаками нестрогого неравенства, а знаки ≥ и ≤ знаками строгого неравенства | - | ||
3. | Знак «не меньше» - это ≤ | - | ||
4. | К обеим частям неравенства можно прибавить одно и то же число, при этом знак неравенства не меняется | + | ||
5. | Если из обеих частей неравенства вычесть одно и то же число, то знак неравенства изменится на противоположный. | - | ||
6. | Обе части неравенства можно умножить на одно и то же положительное число, оставив знак неравенства без изменения. | + | ||
7. | Обе части неравенства можно умножить на одно и то же отрицательное число, оставив знак неравенства без изменения. | - | ||
8. | Любые неравенства можно складывать почленно | - | ||
9. | Неравенства одного знака с положительными членами можно почленно перемножать | + | ||
10. | Если а ˂ b и b ˂ с, то а ˂ с | + |
Прием «Кластер».
Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии в основном для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно. Часто применяю этот прием в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся изучили.
Алгоритм создания кластера.
• В центре чистого листа пишется ключевое слово, название рассматриваемой темы.
• Вокруг пишутся в «окошках» основные свойства, определения, понятия, характеристики, предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
• По мере записи появившиеся слова соединяются стрелками, показывающими связи с ключевым понятием, образом или чем-то еще. У каждого из «спутников», таким образом, появляются свои «спутники», устанавливаются логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.
Иногда ключевое слово располагают вверху, ветви («гроздья») опускаются вниз, как гроздья винограда. Такой вариант хорошо воспринимается обучающимися и представляется более логичным.
Существуют и другие приемы ТРКМ, которые успешно можно применять на уроках математики: «Ромашка Блума» « Синквейн» .
Технология РКМЧП позволяет повысить интерес у учащихся к процессу обучения, способствует активному восприятию ими учебного материала, развивает способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности,
формирует коммуникативные навыки, ответственность за знание и умение.
Перед учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в безбрежном море информации, отличать верную версию от лживой, находить причины ошибок, т. е. развивать критическое мышление. Эта задача, и раньше стоящая перед учителем, в последние годы приобрела особую актуальность.
Список литературы:
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. –СПб: Издательство «Альянс Дельта»,2003
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб: Издательство «Альянс Дельта», 2003.
3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2005. № 4.
4.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
6.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001.