Формирование мотивации учения на отдельных этапах урока
Хожикурбонова Людмила Андреевна
Общие вопросы мотивации в учебном контексте были разработаны в трудах таких исследователей, как Л.И. Божович, В.И. Ковалева, С.Л. Рубинштейн, А.К. Маркова, Л.Ф. Пятаева, В.Э. Мильман и др. В них содержатся теоретические рекомендации по созданию мотивационных ситуаций.
В данной статье мы рассмотрим этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока.
1. Этап вызова исходной мотивации.
На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений обучающихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («Мы с вами продуктивно поработали над предыдущей темой»); вызвать мотивы относительной неудовлетворенности («Однако мы не рассмотрели еще одну важную сторону данной темы»); усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А ведь это необходимо знать/уметь, например, для решения таких задач»); усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности. Как же всего этого можно добиться? В первую очередь, посредством создания практической ситуации и столкновения учащихся с их индивидуальными затруднениями. Далее учитель может организовать обсуждение того, что обучающиеся знают, чего не знают и не умеют, подвести обучающихся к осознанию того, чему им еще надо учиться.
Например, на уроке математики для мотивации изучения темы «Квадратные уравнения» учитель может предложить учащимся решить текстовую задачу, которая сводится к квадратному уравнению, тем самым демонстрируя необходимость изучения метода решения квадратных уравнений и научить им пользоваться. Тем самым учитель создает проблемную ситуацию, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы.
2. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.
На данном этапе учитель ориентируется на большой спектр познавательных и социальных мотивов, вызывая интерес к нескольким способам решения задачи и их сопоставлению, а также к разным способам сотрудничества с другими людьми. Мотивация учения поддерживается и увеличивается за счет усиления отдельных ее компонентов. Все содержательные и динамические характеристики мотивов, такие как: сознательность, действенность, устойчивость могут иметь место на этом этапе урока. Какие же приемы может применять учитель для поддержания и формирования мотивации в ходе урока? Могут использоваться чередования различных видов деятельности; выбор учителем меры трудности материала и использование отметки таким образом, чтобы чередовать у школьников мотивы и эмоции с положительной и отрицательной окраской, привлекая для этого активный поиск самих обучающихся, их пробу сил, подключая их тем самым к самоконтролю и самооценке.
3. Этап завершения урока.
На данном этапе очень важно, чтобы каждый обучающийся вышел из деятельности с положительным личным опытом, и чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, то есть положительные мотивационные векторы. Как же их можно создать на конечных этапах урока? Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с развернутой дифференцированной оценкой учителя. Для выработки подобной мотивации не всегда срабатывает подкрепление успехов обучающихся. Иногда бывает нужно показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них дифференцированное представление о своих возможностях. Тем самым их перспективная мотивация получится более адекватной и действенной. На уроках освоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений, а на уроках закрепления речь может идти об отработке до автоматизма обучающимися отдельных навыков.
Поддержание учителем разных видов мотивации на отдельных этапах урока способствует внутренней связи между различными частями урока. Безусловно, перечисленные выше этапы могут быть более развернутыми либо менее развернутыми, в зависимости от конкретных обстоятельств урока.
Сказанное выше означает, что каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Ибо каждый этап – это специфическая по своему мотивационному содержанию психологическая ситуация.
Для того, чтобы выстроить психологически грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением квалифицированно планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и реальным состоянием умения учиться у школьников.
При формировании положительного отношения к учению, следует предусматривать специальную работу по формированию направленности на поиск разных способов решения задачи вместо узкой ориентации только на результат; подбирать упражнения на отработку умений обучающихся ставить и достигать цели, составлять план своей работы, связывать отдельные действия в систему, выполнять сложные предписания учителя, упражнения по формированию оценочных действий обучающихся. Для всего этого необходимо привлекать самого обучающегося к оценке своих и чужих знаний, ориентироваться при этом на предыдущие успехи данного ученика, усиливать адекватные критические суждения самого обучающегося, чаще применять комментирование учителем своей оценки.
Литература
1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учение: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.