Методика обучения математике (геометрии) спортсменов-лыжников
Довженко Ольга Александровна
Аннотация: Статья раскрывает особенности методики обучения математике (геометрии) спортсменов-лыжников. Вопрос о способах эффективного формирования математических знаний у учеников во многом сводится к понятию математического мышления. Математическое мышление спортсменов-лыжников имеет специфические особенности, что непосредственно влияет на методику обучения математике данного контингента учащихся. При определении стратегий обучения геометрии спортсменов-лыжников необходимо опираться на доминирующие типы мышления и отличия интеллектуальной и когнитивной сферы спортсменов-лыжников.Ключевые слова: математическое образование, геометрия, математическое мышление, лыжники-спортсмены, методика обучения математике.
Перед преподавателем математических дисциплин возникает проблема формирования и развития математического мышления учащихся, то есть теоретического мышления, построенного на объектах математики. При этом необходимо определить сущность математического мышления, установить взаимосвязь между обучением школьников математике и развитием мышления.
Изучение математических дисциплин в школе - сложный процесс, основными целевыми компонентами которого являются усвоение учениками системы математических знаний, овладение учениками определенными математическими умениями и навыками и развитие мышления учеников. Результаты исследований многих отечественных и зарубежных психологов и дидактов показали, что математическое мышление является не только одним из важнейших компонентов процесса познавательной деятельности, но и таким компонентом, без целенаправленного развития которого невозможно достичь эффективных результатов овладения математической наукой [6].
Эти особенности мышления присутствуют в самой природе математики, обусловленные объектами, изучаются и методами их изучения. Существует общее мнение об активной работе в процессе математического мышления определенных индивидуальных особенностей мышления (гибкость, последовательность, скорость, критичность, экономичность, глубина, ширина, самостоятельность) [1].
Проблема развития математического мышления у школьников наиболее дискуссионная в современной педагогике. Сколько б ни было рекомендаций по повышению эффективности урока по математике, каждый учитель решает этот вопрос заново. Сегодня на первом плане стоит проблема качества знаний, обострившаяся в связи с введением ЕГЭ по математическим дисциплинам.
Рассмотрев основные подходы к развитию математического мышления в процессе обучения, и проанализировав психолого-педагогические исследования в этой области, мы пришли к выводу, что исследование проблемы развития математического мышления представляет широкое поле для рассмотрения. В результате понятие математического мышления было нами обобщено и характеризовано, как абстрактное, теоретическое мышление, объекты которого лишены всякой действительности и могут интерпретироваться произвольно, чтобы при этом сохранялись заданные между ними отношения [2].
Одним из важнейших компонентов математического мышления является пространственное и геометрическое мышление. Знание учителем математики основных типов, видов и качеств пространственного мышления позволит ему установить наличие или отсутствие тех или иных показателей уровня развития данного психического процесса у каждого ученика, позволит способствовать развитию пространственного мышления у них.
Геометрическое образование включает в себя образный компонент, под которым понимается определенный уровень развития пространственного мышления (А. Александров, Г. Глейзер). Анализ литературы показал, что в большинстве случаев пространственное мышление исследуют у школьников на основе содержания геометрического материала (Г. Владимирский, А. Колосовский, Г. Маслова, Г. Никитина, А. Фетисов, М. Четверухин, Н. Шоластер и другие), географии (Е. Кабанова-Меллер, Ф. Шемякин), чертежи (Б. Ломов, В. Столетнев, М. Четверухин, И. Якиманская и другие), или математики вообще (В. Зыкова, И. Каплунович). То есть, залогом успешного геометрического образования является своевременное и полноценное формирование геометрического и пространственного мышления, которые, соответственно, представляют собой подсистему математического мышления школьников [3].
В ходе анализа ряда исследований [4; 5] определено, что конкретных высоких показателей по одному из типов мышления у спортсменов-лыжников нет, однако юные лыжники демонстрируют выше относительно среднего уровня по сравнению с другими типами таких видов мышления, как - предметное и образное и уровень креативности. По нашему мнению, это объясняется тем, что лыжный спорт - сложный вид спортивной деятельности, который требует от спортсменов применения различных технических действий и физических усилий для достижения высокого спортивного результата.
Проанализировав подробнее научные данные, мы пришли к выводу, что предметное мышление в лыжном спорте неразрывно связано с предметом в пространстве и времени [7]. Преобразование информации осуществляется с помощью предметных действий, операции выполняются только последовательно. Результатом является мысль, воплощенная в двигательных действиях, в сознании новой конструкции.
Это позволяет нам утверждать, что предметное мышление является одним из важных свойств у юных лыжников, ведь сама деятельность, непрерывно связана с предметами в пространстве и времени, о чем и свидетельствуют результаты психологических тестов.
Другим не менее важным психологическим показателем, который проявляется у юных лыжников - является образный тип мышления.
Обобщив научные данные, мы видим образный тип мышления в лыжном спорте проявляется отдельно от предмета в образе и времени. Обработка информации осуществляется с помощью действий с образами и воображаемыми картинами. Операции можно осуществлять последовательно и одновременно. Результатом является мысль, воплощенная в двигательный образ.
Однако в лыжном спорте креативность проявляется еще и в конструктивном и нестандартном решении сложных задач, что особенно важно для организации поведения человека в экстремальных условиях профессиональной или спортивной деятельности, в ситуации дефицита информации и времени, чрезвычайных ситуациях выживания.
Низкий уровень проявления интеллектуальных способностей юных лыжников имеет логическое и символическое мышление, но мы с уверенностью можем сказать, что с увеличением возраста у спортсменов уровень логического мышления растет. То есть, нужно отметить, что с повышением квалификации каждый спортсмен начинает все больше обрабатывать ситуацию, которая возникла вокруг него во время тренировки или соревнования и находить оптимальные пути выхода из нее.
Исходя из описанных способностей когнитивной сферы спортсменов-лыжников обновление методик обучения геометрии этой категории учащихся необходимо производить, основываясь на предметном и образном мышлении, с помощью наглядных материалов – моделей, схем, диаграмм и рисунков. Особенно ценным будет применение именно объемных моделей. Кроме того, следует обратить внимание на расширение учебного материала нестандартными, логическими задачами, решение которых все так же должно опираться на некий зрительный образ (модель, изображение).
Обобщая вышесказанное, одним из детерминантов процесса обучения математике выделяем формирование, прежде всего, математического мышления. Под математическим мышлением понимаем совокупность мыслительных индивидуальных особенностей, с помощью которых происходит процесс познания человеком математической науки или в процессе применения математики в других науках, технике, хозяйстве. Нами показано, что спортивная деятельность ведет с одной стороны к формированию специфических качеств личности, а с другой к повышению интеллектуального уровня спортсменов, что способствует не только эффективности выполнения тренировочной и соревновательной деятельности, но и определяет дальнейшее поведение спортсмена. Спортсмены-лыжники демонстрируют относительно высокий уровень предметного типа мышления и высокий средний уровень образного типа мышления, а также уровня креативности, что позволяет в методике преподавания геометрии учитывать данные факты, разрабатывая и внедряя наглядный материал и задачи повышенной сложности, связанные с непосредственным пространственным восприятием геометрических заданий.
Литература:
1. Вейль, Г. Математический способ мышления [Текст] / Г. Вейль; под ред. Б.В. Бирюкова, А.Н. Паршина; пер. с англ. К).А. Данилова. - М.: Наука,1989.-400 с.
2. Гринева, Т.В. Различные подходы к определению категории «математическое мышление» [Текст] / Т.В. Гринева // Мир науки, культуры, образования. -2009. -№ 1 (13).-С. 163-167.
3. Казмирук А. В. Степанченко Н. И.Кайгородцева Н.В. Геометрия, геометрическое мышление и геометро-графическое образование // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1233
4. Портнягин И. И. Интеллектуальное развитие школьника-спортсмена. - М.: Академия, 1999.
5. Романин А. Н. Психологическое обеспечение подготовки лыжников-гонщиков и биатлонистов / А.Н. Романин // Лыжный спорт: [сборник ] - М., 1976. - Вып. 2. - С. 44 - 47.
6. Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе [Текст] / Л.М. Фридман. - М., 1983. - 160 с.
7. Шайхтдинов Р. З. Контроль и психодиагностика в лыжном спорте / Р. З. Шайхтдинов // Лыжный спорт: [ сборник ]. - М., 1985. - Вып. 2. - С. 17 -19.