Активизация учебной деятельности обучающихся
Костина Светлана Владиславовна
Активизациии учебной и творческой деятельности обучающихся - одни из актуальных проблем современности.Ученики с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче учатся. Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка - является развитие его познавательной активности.
Успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, т.к. усвоение знаний зависит от того, насколько ученик заинтересован этой деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать, или тормозить процесс познания.
Интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ученика к ней, проявляющееся в предпочтении данного предмета другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.
Доказано, что развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация деятельности, при которой школьник вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного материала. Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания учеников: активизирует умственную деятельность, помогает заинтересовать учащихся, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения и навыки.
Важную роль в организации и проведении любого исследования играет система фактов. Только она позволяет дать объяснение тому или иному явлению, найти решение проблемы. Фактология — это способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать.
Многие факты знакомые с раннего детства в процессе изучения различных разделов математики становятся более интересны для учеников в процессе изучения их свойств.
Простой пример: в детском саду дети играют в кубики, строят из них замки, изучают эти фигуры во время игры. Поставив подобную задачу ученикам старших классов можно наблюдать, насколько меняется мотивация. Теперь они не просто составляют фигуры, а стараются использовать свойства знакомых тел, убеждаясь на практике в справедливости изученного материала, дополняя его собственными наблюдениями.
Успех человека в образовательной деятельности во многом зависит от его желания учиться, познавать. В детском саду играя, незаметно для себя, дети решают разного рода логические задачи, при этом активизируется умственная деятельность, концентрируется внимание.
В начальной школе задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей детей действительностью. Позволяют применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.
А уже в 5-6 классах с большим удовольствием многие пытаются сами стать сказочниками и поставить перед своими героями трудные математические и логические задачи. Старшие школьники с большим удовольствием включаются в процесс исследовательской деятельности.
Вставляя в процесс обучения задачи-шутки, старинные задачи, кроссворды и ребусы, мы всегда стимулируем у учеников повышение интереса к изучению математики.
Решение геометрических задач для многих наших учеников является практически не выполнимым заданием. Но если перед ними стоит задача с прикладным значением, будь она связанна с построением плана квартиры, вычислением ее площади или с измерительными работами на местности, то даже сильно отстающие и мало интересующиеся предметом ребята включаются в процесс.
Ну, а какое удовольствие получают ученики, если им самим удается привести доказательство того или иного утверждения, решить задачу к которой раньше да же боялся подступиться.
Применить полученные знания дома. Помогая родителям при решении бытовых задач. Почувствовать себя взрослым и способным найти решения в трудной ситуации.
Почувствовать себя ученым, сформулировать гипотезу, доказать или опровергнуть, а затем поставить себе новую задачу для выполнения.
Каждый год в нашей стране происходят большие и значимые события. Основываясь на них мы, учителя, можем вовлечь наших учеников не только в узкий образовательный процесс по одному предмету, но и расширить его кругозор за счет привлечения их в процесс изучения сопряженных дисциплин.
Активизация творческой познавательной деятельности учащихся будет осуществляться достаточно эффективно, если:
•-в учебном процессе применяются интенсивные методики разнообразной творческой деятельности учащихся;
• - познавательная деятельность учащихся осуществляется при оптимальном сочетании различных способов деятельности;
• Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний;
•Решение интересных, занимательных задач создает атмосферу взаимодействия, и повышает математическую культуру учеников и их компетентность.