Открытый урок по алгебре в 7 классе
«Линейная функция»
(урок систематизации и обобщения знаний и умений)
Учитель: Румянцева Ирина Александровна
Цели и задачи урока:
Образовательные:
а) проверить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по данной теме;
б) научить применять знания на практике
Развивающие:расширение кругозора, получение новых знаний:
а) рассмотреть конкретные примеры линейных зависимостей, взятых из практики и смежных дисциплин.
Воспитательные:
а) повышение интереса к изучению математики
б) воспитание трудолюбия, внимательности, аккуратности и ответственности при выполнении заданий
в) содействие развитию самоконтроля, любознательности
г) развитие коммуникативной культуры
Технологии:проблемное обучение, обучение в сотрудничестве (групповая работа), ИКТ
Оснащение урока:
Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, памятка – что должен знать учащийся по теме «линейная функция», раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся, гостей.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель сообщает тему урока, акцентируя внимание учащихся на том, что они должны знать и уметь в результате изучения темы. Сообщает обучающую цель урока и план его проведения.
Iэтап урока.
Математический диктант (два варианта)
Все задание показываются с помощью проектора и сопровождаются словесно учителем.
1) Даны пять функций. Выпишите те из них, которые являются линейными
![]() |
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
(2-3 мин на выполнение; 1 мин – на проверку)
![]()
|
|
Ответ:
![]()
![]()
![]()
Проверка осуществляется с помощью проектора, учащиеся ставят на листах у соответствующих функций «+» - верно, «-» - неверно.
Контрольный вопрос: почему функции а)
; б)
являются линейными. Указать
.
Ученики ставят себе оценку за выполнение 1-го задания
2) Построить графики выписанных линейных функций
(8 мин – на выполнение, 2 мин – на проверку)
Учитель показывает графики с помощью ММП. Анализируются ошибки. Ученики оценивают свою работу.
|
|
|
![]()
![]()
|

|
|
|
|

3) Выяснить, проходит ли график функции через заданную точку
![]()
![]()
3 мин – на выполнение, 1 мин – проверку
Решение:
1 вар.
![]()
С(26;8)
![]()
8=13-3
8=10 – неверное числовое равенство, след. график функции
не проходит через точку С.
2 вар.
|
|
М(-42;-12)
![]()
12=2-14
- верное числовое равенство, след. график функции проходит через точку М.
Учащиеся оценивают свою работу
4) Задать формулой функцию, график которой изображен на рисунке.
![]()
![]()
|

|
![]()
![]()

8 мин – на выполнение, 1 мин – на проверку
Решение:
1 вар.
![]()
1) b=3, ![]()
k>0
2) (-4;0) 0=k·(-4)+3
-3=k·(-4)
k=![]()
.
2 вар.
![]()
1) b=2 ![]()
k<0
2) (5;0) 0=k·5+2
-2=k·5
k=![]()
.
Учитель подводит итог математического диктанта.
1) Поднимите руку, пожалуйста, те, кто за все четыре задания поставил себе оценку а) «5», б) «5» и «4»
Молодцы!
2) Тем, у кого есть «3» и «2» поработать над соответствующими вопросами данной темы, прийти на консультацию к учителю и затем сдать зачет.
Листы с выполненными заданиями с/р ученики сдают учителю по колонкам, начиная с последних парт.
IIэтап урока.
Применение полученных знаний при решении практических задач. (17 мин)
Учитель: рассмотрим конкретные примеры линейных зависимостей величин, взятые из смежных дисциплин.
Учащиеся заранее были разбиты на группы:
|
1-ая
2-ая
3-я - знакомилась с применением линейной зависимости в курсе биологии
4-ая- на уроках трудового обучения
От групп выделялись докладчики по данным вопросам. Слово предоставляется группе физиков. И т.д. По мере рассказов учащихся учитель соответствующие формулы зависимостей помещает в таблицу «Линейные зависимости величин в практике» (в кармашки)
Физика – сообщение и вопросы к учащимся – 8 мин.
Биология – сообщение – 3 мин
Труд – сообщение и вопросы к учащимся – 3 мин.
(См. Приложение)
IIIэтап урока.
Рефлексия.
Учащиеся высказывают своё мнение о том, что им понравилось на уроке, что нового они узнали.
IVэтап урока.
Подведение итогов.
Подводит учитель: проверили знания, умения и навыки по теме «линейная функция» и рассмотрели примеры использования линейной зависимости величин в практике. Большое спасибо ученикам и учителям-предметникам за помощь учащимся при подготовке к данному уроку. Урок окончен.
Vэтап урока.
Д/з у каждого на листе. (см. Приложение)
Приложение
Физика
I.При изучении темы «Давление» мы встретились с зависимостью давления жидкости на дно сосуда (p) от высоты столба жидкости (h).
,
плотность жидкости, ![]()
1. Эта зависимость является линейной функцией, т.к. она вида
, где
. h– независимая переменная,
- зависимая переменная (функция)
2. Построим графики давления воды и бензина на дно в зависимости от высоты столба жидкости
![]()
![]()
|
|
|

|
|

Учитель:
1. Почему ученик рисовал только первый квадрант? (т.к.
).
2. Что является графиком функции p=10000h, p=800h? (отрезок)
Используя графики Pви Pбответить на следующие вопросы:
(ученик читает вопросы и вызывает отвечать своих товарищей)
1) Какое давление оказывает столб воды высотой 8 м?
2) При какой высоте столба бензина его давление на дно сосуда равно 40 кПа?
3) Что оказывает большее давление – бензин или вода при высоте столба жидкости 10 м?
4) Давление жидкости 70 кПа. Что больше – высота столба воды или высота столба бензина? на сколько?
II. Сопротивление fдороги движению автомобиля при скорости движения vкм/ч выражается следующими формулами:
На асфальте ![]()
На хорошем шоссе ![]()
На булыжной мостовой ![]()
На мягкой грунтовой дороге ![]()
1. Укажите, какие из данных функций являются линейными?
Определите скорость, при которой сопротивление будет наименьшим.
2. Изобразите схематически график линейной функции, заданной физической формулой

Биология.
Линейные зависимости величин в биологии
Зависимость численности сине-зеленых водорослей от концентрации общего фосфора в воде выражается следующей формулой
, где а – численность сине-зеленых водорослей, а p– концентрация общего фосфора
Эту зависимость можно использовать для прогнозирования качества воды. Показателем качества воды служит количество сине-зеленых водорослей. Чем их больше, тем хуже качество воды. На численность сине-зеленых водорослей влияет концентрация фосфорного удобрения, стекающего в водоемы вместе с талой водой.
Исходя из этой зависимости, можно дать рекомендации по внесению фосфорных удобрений для предотвращения ухудшения качества воды.
|
|
|


![]()
Труд-девочки – тема «Пошив юбок». Изготовление чертежа выкройки.
Длина отрезка ОТ зависит от обхвата талии.
Пусть m– длина отрезка ОТ
n– обхват талии.
Тогда зависимость mот nможно записать в виде формулы
,
где 0,64 – коэффициент для юбки.
Построим схематически график данной функции.
|
n |
60 |
120 |
|
m |
38,4 |
76,8 |
|
![]()
|
![]()
![]()
|

Учитель:
Почему только первый квадрант?
Какие значения может принимать n? почему?
Что является графиком? Особенность расположения. (не начинается в начале координат)
На осях nи mмасштаб можно выбрать произвольно!
Д/з
Задача. Масса сосуда с жидкостью зависит от объема находящейся в ней жидкости. Обозначим через m0 – массу пустого сосуда
- плотность жидкости
- объем жидкости
m– масса сосуда с жидкостью
Зависимость mот Vможно записать в виде формулы так ![]()
(Чтобы найти массу сосуда с жидкостью, надо к массе пустого сосуда прибавить массу жидкости
).
1. Является ли эта зависимость линейной функцией?
2.Построить график этой зависимости, если известно, что масса сосуда с 4л жидкости равна 8кг, а с 6л – 9кг.
3. По графику зависимости ответить на вопросы:
а) какова масса пустого сосуда?
б)какова масса сосуда с 2л жидкости?
в)сколько литров жидкости в сосуде, если его масса 13 кг?
г)какова масса 1л жидкости?
Ответы:
![]()
![]()
|
|

1.Масса пустого сосуда (V=0) равна 6 кг
2.Масса сосуда с 2л жидкости равна 7 кг
3.Если масса сосуда с жидкостью 13 кг, то в нем 14л жидкости
4.Масса 1л сосуда с жидкостью равна 6,5 кг
Масса пустого сосуда равна 6 кг
Значит масса 1л жидкости 6,5-6=0,5(кг)









