Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Компетентностный подход на уроках математики

Матвеева Татьяна Сергеевна
Учебно-воспитательный процесс в условиях общеобразовательного учреждения должен реализовывать свои функции не только в форме передачи детям суммы знаний , умений, и навыков, но и реально готовить ученика к жизни, к участию в строительстве современного общества. Одной из актуальных проблем во всём мировом сообществе является повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с переосмыслением цели и результатов образования. Концепция модернизации российского образования поставила перед школой и в частности перед учителем ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Учителю важно понимать, что основным результатом его деятельности должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, гражданско-правовой и других сферах. Следует выделить семь ключевых образовательных компетенций. Анализ их содержания позволил прийти к выводу, что поставить ученика в ситуацию самоопределения позволяет ценностно-смысловая компетенция. Учителю необходимо внедрять такие приёмы работы на уроке, благодаря которым ученики несознательно усваивали бы общекультурную компетенцию, а использование приёмов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию, позволяет реализация учебно-познавательной компетенции. На уроке математики, как и на других уроках, учитель должен обучить ученика способам работы с информационными технологиями. В этом состоит суть информационной компетенции. Ещё один важный приём, который должен учитель стремиться использовать на уроках - это приём коммуникации, при котором учитель сможет подготовить ученика к реализации себя в социуме, овладеть средствами коммуникации. Это предполагает коммуникативная компетенция. Очень важно, чтобы те знания, умения и навыки, которыми ученик овладел, он смог бы применить в жизни. Поэтому, на мой взгляд, одной из самых важных компетенций является социально-трудовая компетенция. Также не менее важно на каждом уроке обучать ребёнка заботиться о своем здоровье, сформировать основы безопасности жизнедеятельности. Это подразумевает компетенция личностного самосовершенствования. Одну из сторон общекультурной компетенции хочется выделить и усилить. Особенность контингента обучающихся в школах такова, что достаточно много детей из неблагополучных семей. Поэтому считаю целесообразным выделить гражданско-правовую компетенцию, подразумевающую воспитание правопослушного гражданина. Главной составляющей в учебном процессе, на мой взгляд, является воспитание личности человека. В год 70-летия Сталинградской битвы хочу выделить ещё одну сторону общекультурной компетенции и назвать её личностно - патриотической компетенцией. Для развития ключевых компетенций предлагаю некоторые конкретные приемы. 1.Использование на уроках математических фокусов: 24+12-36=30+15-45 4(6+3-9)=5(6+3-9) 4=5 2*2=5? С помощью этого типа нестандартных задач возможна реализация учебно-познавательной компетенции. 2. А вот еще один важный прем на уроках математики: составление задач обучающимися. В год 450-летия присоединения Республики Башкортостан к России я проводила конкурс по составлению учащимися математических задач о Республике Башкортостан. Ученики должны были при этом использовать лишь реальные факты и статистические данные. Вот некоторые из них. 1. Расстояние от г. Октябрьского до г. Уфы 200 км. ¾ часть всего пути туристы проехали на автобусе, а остальной путь – на велосипедах. Сколько километров туристы проехали на велосипедах? 2.Для приготовления блюда «Чак-чак» необходимо 450г муки, 100г яиц ,5г соли , 10г сметаны , 400г масла, 250г сахара ,150г мёда, 35г воды .Какую часть всех продуктов составляет мёд? В этом году, в год 70-летия Сталинградской битвы, я объявила конкурс на составление задач по этой тематике. На первый взгляд может показаться, что этот приём можно отнести к приёмам общекультурной компетенции. Однако в условиях задач прослеживается та грань, которая отвечает за воспитание чувства патриотизма, любви к Родине. Таким образом, реализуется личностно-патриотическая компетенция. 3. Как было сказано выше, учитывая специфику школ, была выделена гражданско-правовая компетенция. Примером служит использование на уроках проблемной ситуации. Например, ставится проблемная задача: какое количество дополнительных объединений и спортивных секций необходимо школе №8, чтобы 740 обучающихся были заняты во внеучебное время? Эта задача заставляет обучающихся задуматься о необходимости заниматься в дополнительных объединениях и спортивных секциях. Реализация компетентностного подхода на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету, нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности. Принципиально изменяется позиция учителя. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность ученика, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, в которых становится возможным выработка каждым ребёнком на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей. Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике Таким образом, жизнь компетентностного подхода зависит от самих учителей, от готовности его принять и реализовать.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»