Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Развитие мотивации к обучению математике через внеурочную деятельность
Григорьева Наталья Георгиевна,
учитель математики ЧОУ «Деловая волна»,
г. Санкт-Петербург
 
      Отсутствие мотивации к обучению – одна из главных проблем современной школы и одна из причин плохой успеваемости детей, особенно при переходе из начальной школы в среднюю. Именно в это время необходимо показать ученикам, что математика – это не скучно, а интересно и увлекательно.
      Теория развивающего обучения оформилась в 30-х годах ХХ века благодаря работам Л.С.Выготского. Он отмечал, что развитие всякой психической функции, в том числе интеллекта ребенка, происходит через зону ближайшего развития, когда ребенок умеет что-то делать лишь в сотрудничестве со взрослым, и лишь затем переходит на уровень актуального развития, когда это действие он уже может выполнять самостоятельно. Л.С.Выготский считал, что «…только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой».
      Математика не должна замыкаться на страницах учебника. Надо использовать возможности внеурочной деятельности для формирования и закрепления навыков работы с циркулем, основ моделирования, умений аккуратно вырезать, складывать, склеивать. В эпоху интернета трудно удивить кого-либо интерактивной доской, да и компьютерными технологиями дети подчас владеют лучше нас. Но, когда я приношу в класс какую-нибудь игру из своего детства (головоломки «Пифагор», «Овалоид», «Волшебный круг»), – телефон сразу становится не нужен. Все-таки складывание руками фигур из деталей гораздо интереснее, и фантазии нет предела.
      Очень полезно проводить внеурочные развивающие занятия с учениками 4 класса. Это тот возраст, когда детям хочется казаться старше и им очень нравятся занятия с педагогом старшей школы, они с удовольствием решают исследовательские задачи, складывают фигуры из палочек, готовы постигать азы комбинаторики. Очень важным умением, на мой взгляд, является умение работать с циркулем и линейкой. У меня сохранилась удивительная книжка «Ловкий циркуль» и ребята на занятии вдруг понимают, что чем аккуратнее выполняешь задание – тем лучше результат. Также на внеурочных занятиях в 4-5 классах полезно изготавливать различные многогранники, калейдоциклы и складывать оригами. Благодаря этой деятельности, развивается воображение и пространственное мышление.
      Мне очень повезло – я встретила прекрасного педагога, автора методик развивающего обучения Смыкалову Елену Владимировну. Она сумела организовать группу единомышленников и создала целую систему вовлечения школьников в обучение. Это проекты «Меташкола» и «Математические каникулы», которым уже 18 лет. На «Математических каникулах» с 2002 года более 4000 детей посетили 20 стран, в проекте приняли участие более 150 учителей. Эти проекты надолго вошли в мою жизнь и сыграли свою роль в выборе сыном профессии. Главная идея «Математических каникул» - это сочетание отдыха, экскурсий и занятий математикой. Причем той самой развивающей математикой, на которую часто не хватает времени в школе. А сайт «Меташкола» под руководством Елены Владимировны из математического кружка преобразовался в метапредметный, с огромным количеством тестов, конкурсов, олимпиад, вебинаров для учителей и родителей. Мои ученики и их родители с удовольствием принимают участие в этих мероприятиях. И вот здесь как раз огромна роль учителя – нужно увлечь ребят, помочь им разобраться в этом многообразии материала, изучить правила развивающих математических игр, потренироваться. Полностью согласна с идеей Е.В.Смыкаловой о том, что «обучение должно ориентироваться на то, что учащиеся не умеют делать, но могут научиться делать. Учитель является носителем этого нового, чему может научиться ребенок, что находится в зоне его ближайшего развития».
       Все перечисленные занятия позволяют заинтересовать ребят и мотивируют их пробовать новые виды деятельности. А, как известно, способности развиваются в деятельности. И видеть результат своей деятельности особенно важно в школьные годы.
 
Список литературы:
  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997.
  2. Ловкий циркуль. Альбом для раскрашивания с игровыми заданиями. Киев: Издательство «Вэсэлка», 1988.
  3. Е.В.Смыкалова. Тренировка памяти и внимания на уроках математики. Учебно-методическое пособие для 5-6 классов. СПб: СМИО Пресс, 2015.
  4. Смыкалова Е.В. МАТЕМАТИКА. Задачи. Развивающие игры. Учебное пособие для 4 класса. СПб: СМИО Пресс, 2019.
  5. Е.В.Смыкалова. Развивающее обучение на уроках математики в 5-6 классах. Программа, поурочное планирование, тесты. – СПб: СМИО Пресс, 2010.
 
 
 
 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»