Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование положительной мотивации к учению

Глушкова Светлана Зайпулаевна,
ГБОУ СОШ 547

«…учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» Дмитриевича Ушинский Как сделать учебный процесс наиболее эффективным? Как организовать работу на уроке так, чтобы было интересно ученикам с разным уровнем подготовки? Как «приохотить ребёнка к учению»? На эти вопросы нет однозначного ответа. Причинами отсутствия интереса к обучению могут быть слабый уровень способностей ребенка, пробелы в знаниях по отдельным предметам, Существует множество способов по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Формирование мотивов учения предполагает наличие трёх блоков: эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный.
Наиболее часто используемые приёмы.
Приём “Удивляй”. Теорема Пифагора имеет более 500 доказательств. Самое короткое состоит из одного слова.
Приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.
Приём “Привлекательная цель”.
Наибольший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение, по возможности, нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществлять через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
Практикую нестандартные домашние задания. Например, в мае ученикам 5-6 классов предлагаю сравнить стоимость поездки в отпуск различными видами транспорта. Ученикам необходимо собрать информацию о цене билетов, расстоянии до места назначения. Зачастую представляя результаты своих расчётов, ребята не только приводят математические расчеты, но и проводят, своего рода, виртуальную экскурсию.
Перед Новым годом учащимся 5-8 классов предлагаю принять участие в параде «Необычных многогранников». Задача состоит в изготовлении поделок в технике кусудама. На сегодняшний день собрана коллекция удивительных многогранников, сделанных не только учащимися, но и их родителями.
Ежегодно среди учащихся находятся ребята, которые с интересом берутся «оживить» различные задачи либо темы с помощью ITтехнологий. Существует коллекция мультимедиа приложений. Например,  постоянно использую на уроках работу ученика 10 класса «Построение сечений», «Элементарные преобразования графиков функций», ученик 8 класса.
           Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам:
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
           2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
           3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
           4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
           Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.
            Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем
эмоциональные:
  • поощрение;
  • порицание;
  • учебно-познавательные игры;
  • стимулирующее оценивание;
  • свободный выбор задания;
  • создание ярких наглядно-образных представлений;
  • удовлетворение желания быть значимой личностью.
познавательные:
  • активизация познавательных интересов;
  • создание проблемных ситуаций;
  • опора на жизненный опыт обучающегося;
  • выполнение творческих заданий;
  • побуждение к поиску альтернативных решений;
  • использование метода «мозгового штурма»;
  • использование сравнений, опытов, парадоксов;
  • экскурс в историю;
  • использование обучающей интеграции между обучающимися.
волевые:
  • предъявление учебных требований;
  • информирование об обязательных результатах обучения;
  • формирование ответственного отношения к учению;
  • рефлексия поведения
  • создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения;
  • прогнозирование будущей деятельности.
социальные:
  • развитие желания быть полезным обществу;
  • сопереживание;
  • создание ситуации взаимопомощи;
  • поиск контактов и сотрудничества;
  • взаимопроверка и рецензирование;
  • заинтересованность результатами коллективной работы.
        Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. 
Правильно организованная внеурочная деятельность, помогает прививать интерес к предмету, давая возможность каждому желающему проявить свои способности. Хочу поделиться своими наработками в этом вопросе. Ежегодно в нашей школе проводится «Интеллектуальный марафон». В данном мероприятии задействованы учителя всех предметных кафедр и все желающие учащиеся с 5 по 11 класс. Марафон проводится в три этапа. Первый (октябрь-ноябрь): дистанционный. На сайте школы в открытом доступе размещаются олимпиадные задания (задания на смекалку) по параллелям и по предметам. Ребята оформляют решения и сдают учителям предметникам. Совершенно не запрещается решать задания с родителями. Самые оригинальные решения и их авторы публикуются на сайте школы.(пример заданий см. Приложение) Второй этап марафона (январь) содержит интегрированные задания, практикоориентированные, которые требуют поиска информации, небольшого исследования. Здесь оценивается оригинальность, рациональность решения. (пример заданий см. Приложение) Третий этап (апрель) - защита проекта, темы предлагаются в начале года. Можно работать индивидуально, можно в группе. По результатам марафона ежегодно публикуется список участников, показавших отличные результаты. (пример тем см. Приложение) В наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха. Необходимо создавать условия, чтобы ребенок почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.» Л.Н.Толстой
ПРИЛОЖЕНИЕ Интеллектуальный марафон 5-6 классы Математика. Первый тур 1. В углах квадрата 10х10 вырезали маленькие квадратики 2х2. Чему равна площадь закрашенной части квадрата? 2. Каждое из четырех чисел больше 5 и меньше 9. Тогда их сумма может равняться А) 15 Б)18 В) 20 Г)30 Д)45 3. Квадрат разбит на одинаковые клетки, раскрашенные в шахматном порядке в черный и белый цвет. Число черных клеток равно 25. Сколько клеток в стороне квадрата? 4. Сколькими нулями оканчивается произведение первых ста натуральных чисел? 5. Три землекопа за 2 часа выкопали три ямы. Сколько ям выкопают шесть землекопов за 5 часов? 6. Разность двух чисел 57. Если у большего (двухзначного) числа зачеркнуть цифру разряда единиц, равную 3, то получится меньшее число. Найти эти числа. 7. Как изменится объем прямоугольного параллелепипеда, если длину каждого ребра увеличить в 2 раза? ) 8. Как 9 деревьев посадить в 8 радов, чтобы в каждом ряду было по три дерева? 9. Сумма четырех последовательных четных чисел равна 3348. Найти эти числа. 10. В классе 35 учеников, из них 17 человек занимаются в спортивной секции, 30 человек в литературном кружке, 13 человек – в математическом. Сколько учащихся посещают только один кружок, если 5 человек занимаются сразу в трех кружках? Интеллектуальный марафон 10 класс Математика. Первый тур 1. Найти два трехзначных числа, зная, что их сумма кратна 498, а частное кратно 5. 2. Решить в натуральных числах уравнение (xz)2 + 6(yt)2 = 2(yz)2 + 3(xt)2 3. Расстояние от некоторой точки плоскости до трех вершин прямоугольника равны 3,5,4. Найти площадь прямоугольника. 4. Решить уравнение [ ] = [ ] 5. 200 орехов разложили на 21 кучу. Докажите, что существуют две кучи, в которых орехов поровну. 6. Желая выглядеть лучше, чем обычно, Ксения хочет купить журнал мод с выкройками, чтобы сшить брючный костюм, но ей не хватает 18 рублей. Для того, чтобы не отставать от моды. Юля также решила купить этот журнал, но ей не хватает 7 рублей, Кате в том же журнале приглянулся костюм деловой женщины, но и ей не хватает на его покупку 10 рублей. Смогут ли Юля и Катя купить один журнал на двоих? 7. Решите уравнение . 8. Решите систему уравнений 9. В городах Вилларибо и Виллабаджо было одинаковое количество предприятий. В Вилларибо 40% всех предприятий имели налоговые задолженности, а в Виллабаджо таких предприятий было 45%. Однако накануне большого праздника 20 предприятий из числа налоговых должников были переведены из Виллабаджо в Вилларибо. после чего процент предприятий-должников в обоих городах оказался равным. Сколько предприятий города Вилларибо не имеет долгов по налогам? 10. На участке трамвайного пути длиной в 1 километр пешеход, проходя этот участок в течение 12 минут, ежедневно подсчитывал число трамваев, его обгоняющих и встречных. В течение года первых оказалось 225, а вторых – 600. Определите скорость трамвая. Интеллектуальный марафон 8 класс Математика. Второй тур Повторить понятие подобие треугольников. Измерить высоту недосягаемого объекта, например Александрийской колонны, различными способами. Оформить расчеты, вычислить погрешность Интеллектуальный марафон 5 класс Математика. Второй тур Сколько коробок сливочного масла необходимо закупить школьной столовой на неделю, если каждый ребенок в день получает 50г? (Все необходимую информацию собираем самостоятельно) Интеллектуальный марафон Математика. Третий тур Темы исследовательских работ. 1. Проценты в нашей жизни. 2. Улица на которой я живу в цифрах и датах 3. Удивительный мир головоломок 4. Практическое применение классических задач оптимизации 5. Трапеция: знакомая незнакомка…..

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»