Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интернет как один из инструментов современного учителя

Ахметулова Надия Григорьевна
Учителя - люди ищущие. Они всегда в поиске истины, в поиске путей улучшения методов и средств обучения. Выбор методики преподавания в наши дни - это огромное поле деятельности, где каждый сам определяет себе меру затрат сил и сбор урожая сообразно своим способностям, возможностям, фантазии! Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки проведения уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, с редким использованием наглядности в виде плакатов и телевидения, то останется одно очень большое и могучее орудие в борьбе за знания учеников с ними самими (ибо нужно иногда не просто научить, а заставить научиться!), - это Интернет! Всё более можно говорить об Интернете как не о способе развлечений, а о серьёзной базе, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания
В современном образовании важна ориентация на развитие способностей обучающихся через организацию личностно-деятельностного подхода в урочной и внеурочной работе. Обеспечить это старыми традиционными методами невозможно. Необходимы новые педагогические технологии, в том числе технологии, связанные с использованием Интернета.
С применением Интернет-технологий на уроках существенно меняется роль учителя. Теперь он не является единственным источником учебной информации. Педагог становится тьютором, который координирует учебный процесс, решает творческие и управленческие задачи. Часто, для проведения внеклассных мероприятий необходимо подготовить много теоретического материала, в том числе и исторические справки. Ученики сами подбирают теоретический материал под руководством учителя. Вниманию ребят открываются книги, газеты, журналы, электронные библиотеки, базы данных, информационные системы, словари и справочники. Причем разных авторов и на разных языках.  В этом нет ничего нового, кроме тех средств, которыми могут в современном обществе воспользоваться ученики. Интернет содержит в себе огромную массу информации, как полезной, так и в какой-то мере вредной для детских умов. Перед учителем ставится задача не только отследить сам материал, но и правильно организовать его поиск и отбор.
Использование ИКТ на уроках физики позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышает интерес к обучению. Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, - персональный компьютер.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
·         Информационно – коммуникационная технология
·         Технология развития критического мышления
·         Проектная технология
·         Технология развивающего обучения
·         Здоровьесберегающие технологии  
·         Технология проблемного обучения
·         Игровые технологии
·         Модульная технология
·         Технология мастерских
·         Кейс – технология
·         Технология интегрированного обучения
·         Педагогика сотрудничества
·         Технологии уровневой дифференциации 
·         Групповые технологии
·         Традиционные технологии (классно-урочная система)
Остановимся на некоторых технологиях.
Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:
— самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
— частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
— использование тренинговых (тренировочных) программ;
— использование диагностических и контролирующих материалов;
— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
— использование компьютера для вычислений, построения графиков;
— использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
— использование игровых и занимательных программ;
— использование информационно-справочных программ.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
·         графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
·         возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
При выборе условий для использования ИКТ необходимо учитывать:
·         наличие соответствующих изучаемой теме программ;
·         готовность учеников к работе с использованием компьютера;
Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:
создание уроков с использованием ИКТ;
·         творческая проектная работа учащихся;
·         дистанционное обучение, конкурсы;
·         творческое взаимодействие с педагогами
В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:
·         мультимедийные сценарии уроков;
·         проверка знаний на уроке и дома (самостоятельные работы, математические диктанты, контрольные работы, онлайн тесты);
·         подготовка к ОГЭ, ЕГЭ
·         В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.
·           В этом плане традиционная система обучения имеет значительные недостатки по сравнению с проблемным обучением.
·         Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. 
·         При использовании данной технологии опираюсь на основные положения теории проблемного обучения (М. И. Махмутов).  Придерживаюсь особенностей создания проблемных ситуаций, требований к формулировке проблемных вопросов, т. к. вопрос становится проблемным при определенных условиях:  он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями.
·         Для активизации умственной деятельности учащихся и развития их мыслительных способностей использую познавательные задачи, опираясь на типологию задач, предложенную психологом В. А. Крутецким.
·         Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:
·         - изучения нового материала и первичного закрепления;
·         - комбинированных;
·         - блоковых проблемных занятиях - тренингах.
·           Данная технология позволяет:
·         - активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
·         - сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;
·         - использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;
·         - повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
·         Проблемная ситуация может создаваться, когда обнаруживается несоответствие имеющихся знаний и умений действительному положению вещей. Чтобы учащиеся обнаружили это несоответствие, учитель просит учеников вспомнить известную формулировку понятия, правила, а затем предлагает для анализа такие специально подобранные факты, при анализе которых возникает затруднение.
·         Второй вид проблемного изложения нового материала - проблемная ситуация создается, когда детям предлагается вопрос, требующий самостоятельного сопоставления ряда изученных фактов или явлений, и высказывания собственных суждений и выводов, или дается специальное задание для самостоятельного решения. В процессе такого эвристического поиска возникает и поддерживается устойчивое внимание.
·         Опрос можно осуществить как решение учебно-познавательных задач, требующих не только воспроизведения изученного, но и установления более глубоких связей в понятии. Каждое из таких заданий требует не просто воспроизведения материала, а заставляет анализировать изученное, что способствует интеллектуальной активизации класса.
·         В общем виде структура проблемного урока выглядит следующим образом:
·         1) подготовительный этап;
·         2) этап создания проблемной ситуации;
·         3) осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;
·         4) выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;
·         5) доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;
·         6) закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях
Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание «Все новое – это хорошо забытое старое»
Использованные ресурсы:
http://yandex.ru/yandsearch?text=проектноя%20технология&clid=1882611&lr=2
http://nsportal.ru
http://murzim.ru/nauka/pedagogika
http://www.imc-new.com
http://yandex.ru/yandsearch?text
http://festival.1september.ru
http://works.tarefer.ru
http://www.moluch.ru
http://charko.narod.ru
http://mariyakuznec.ucoz.ru
http://www.bibliofond.ru/view.aspx
http://cool-lukyanovaov.narod.ru
 
 
 
 



 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»