Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Здоровье сберегающие технологии на уроках математики
 в условиях реализации ФГОС в основной школе

Корнилова Ирина Николаевна,
к.п.н., учитель математики ГБОУ лицея №623
Выборгского района Санкт-Петербурга

Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс
санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований
к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота
о гармоничной полноте всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества
В.А. Сухомлинский

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является задача сохранения здоровья детей.
И большая роль в её решении отводится применению здоровье сберегающих технологий в учебном процессе.
Здоровье сберегающие технологии – это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
-  необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Цель здоровье сберегающих технологий обучения – обеспечить каждому школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье сберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы
- организационно – педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, его воздействием на учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни; предупреждению вредных привычек, просвещение родителей и т.п.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Чтобы организация уроков математики выполняла условие здоровье сберегающего обучения, необходимо:
- соблюдать требования СанПиН к организации учебного процесса (соблюдение теплового режима; режима проветривания; освещённости, чистоты и др.);
- планировать работу  с учётом работоспособности учащихся и в соответствии с их возрастными особенностями;
- строго дозировать учебную нагрузку, не допуская её передозировки;
- продумывать разнообразие форм учебной деятельности;
- обеспечивать интерес к предмету и уроку;
- планировать обоснованные с точки зрения здоровья переходы от одного этапа урока к другому; чередовать смену труда отдыхом;
- обеспечивать  оптимальный темп урока;
- проводить физкультминутки и динамические паузы;
- соблюдать нормы объёма домашних заданий, в соответствии с требованиями СанПиН;
-положительно воздействовать на эмоциональное состояние учащихся через содержание учебного материала;
- поддерживать благоприятный эмоциональный настрой учащихся на протяжении всего  урока.
Очень важным этапом является начало урока. Необходимо организовать ребят, создать обстановку доброжелательности, обеспечить положительный эмоциональный настрой, побудить их к активной познавательной деятельности.
Каждый урок математики в 5 классе начинаю с «минутки создания настроения»:  прошу детей настроиться на урок, улыбнуться друг другу, прикоснуться ладошками. Тем самым создаю благоприятную комфортную обстановку, позитивный настрой на урок.
Ещё один организационный момент начала урока связан с подготовкой кабинета к уроку. Вместе с дежурными ещё на перемене проверяем подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, проветриваем помещение.
 Каждый ребёнок готовит своё рабочее место к уроку. Мы с ребятами дорожим каждой минутой урока.
С первой минуты урока стараюсь каждого ребёнка вовлечь в активную познавательную деятельность, используя различные образовательные технологии и приёмы.
 В соответствии с требованиями к современному уроку, учащиеся сами определяют тему урока, ставят перед собой задачи, планируют свою деятельность, подводят итоги.
Наиболее эффективно в этом случае используется технология проблемного обучения, которая направлена на формирование личностной мотивации ученика, развитие мыслительной способности, познавательной активности, формирование диалектического мышления. Однако нужно помнить, что организация урока с использованием проблемного обучения должна базироваться на знании закономерностей развития мышления ребёнка и педагогических средств.
Проблемное обучение требует дифференцированного подхода. Необходимо подвести ученика к противоречию, а ученик сам должен найти способ решения. Умение же учителя заключается, прежде всего, в умении создать проблемную ситуацию. В качестве задания при создании проблемной ситуации обучающимся можно предложить провести сравнение, сделать выводы, сопоставить факты, сформулировать вопросы, решить ребус и т.д.
Например, при изучении темы «Измерение углов. Транспортир» в 5 классе вниманию детей предлагается слайд, на котором изображена Пизанская башня.
Учитель:
 Ребята! Как вы считаете, почему Пизанская башня стала падать? (Ребята высказывают свою точку зрения).
 Сегодня на уроке мы найдём угол падения Пизанской башни. Но что для этого нужно научиться делать? (Ребята подходят к выводу: «Надо научиться измерять углы»).
Учитель предлагает:
 Давайте определим тему урока.
 Спланируем нашу деятельность на уроке.
Совместно с ребятами определяем задачи на урок; планируем деятельность.
Далее весь урок построен на решение поставленной задачи: «научиться измерять углы с помощью транспортира» и в конце урока учащиеся определяют угол падения Пизанской башни.
Таким образом, познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации, созданной в начале урока, выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.
Так как, в условиях реализации ФГОС ООО,  процесс обучения становится более технологическим, то акцент при выборе технологий обучения делается на такие, которые способствуют становлению информационной и методологической культуры, что требует системного подхода, эвристических методов, моделирования, проектирования, прогнозирования (1).
Все большую роль приобретает на уроке увеличение доли самостоятельной работы учащихся, применение активных форм обучения: работа в группах, парах, практическая деятельность учащихся, творческая и  исследовательская деятельность, разработка и создание учебных проектов.
Системно – деятельностный подход, который лежит в основе обучения учащихся в рамках реализации ФГОС,  формирует у ученика  умение видеть главное, ставить цель, прогнозировать результат, работать на перспективу. При  использовании технологии системно-деятельностного подхода у учащихся формируются познавательно-психические процессы: внимание, восприятие, память,  воображение, речь, мышление, умение работать в группе, слышать и слушать, смотреть и видеть, задавать вопросы, умение работать с информацией, умение принимать и решать учебную задачу, проблемную ситуацию.
А значит, у ребёнка появляется устойчивый интерес к предмету, к процессу обучения, что способствует психическому здоровью ребёнка.
При использовании данных технологий обучения на уроке царит благоприятная эмоциональная обстановка, построенная на принципах педагогики сотрудничества. Ученики не боятся допустить ошибку. Мы придерживаемся принципа «Каждый человек имеет право на ошибку». Наша общая задача, и каждого ученика в отдельности, найти ошибку, её исправить и не допустить впредь. В этом нам помогают такие приёмы, как самопроверка, взаимопроверка, помощь консультантов. Активно использую в работе индивидуальные и групповые консультации с учащимися.
Осуществление идеи организации здоровье сберегающего обучения приводит к необходимости использования динамических пауз. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.
Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей в 5 классе ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление. Для выяснения усвоения материала всеми учащимися класса, ребятам во время физкультминутки предлагается упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперёд,  если учитель назовёт правильную дробь, то  ученики поднимают руки вверх, подтягиваются, а если – неправильную – наклоняются  вниз, расслабляются. При изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе для усвоения всеми ребятами нового материала во время физкультминутки ученикам предлагается выполнить следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; если учитель назовёт положительное число, ученики делают наклон влево, а если нечётное – вправо. Таких примеров можно придумать достаточно много.
Важно включать во время физкультминуток профилактические упражнения для глаз.
Это следующие упражнения (физкультминутки для глаз):
 вертикальные движения глаз вверх вниз;
 горизонтальное движение глаз вправо-влево;
 вращение глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки;
 на доске до начала урока нарисовать знак «бесконечности»; предлагается детям глазами «нарисовать» этот знак сначала в одном направлении, затем в другом.
Важную роль в формировании мотивации здорового образа жизни и культуры здоровья играет включение в содержательную часть урока вопросов, которые связаны со здоровым образом жизни; демонстрацией, прослеживанием этих связей; формированием отношения человека к своему здоровью как к ценности и т.п.
Полезно включать в уроки задачи, которые непосредственно связаны со здоровьем человека, с познанием интересных фактов в вопросах правильного питания; безопасного поведения и др.
Такие задачи можно включать на различных этапах урока: во время устной работы, во время изучения и закрепления нового материала. Задания данной тематики можно предлагать в качестве элементов домашней работы.
Приведу некоторые примеры задач, содержащих информацию по здоровье сбережению, которые можно использовать на уроках математики в 5-6 классах.
При изучении темы «Десятичные дроби»:
Задача 1.
В период эпидемии гриппа 0,7 учащихся класса заболели. Сколько учеников устояли перед вирусом, если всего в классе 30 человек?
Задача 2.
Чтобы получить суточную норму белков, школьнику необходимо съедать в день 0,2 кг мяса. Сколько кг мяса необходимо съедать в год для нормального развития? Во сколько раз масса съеденного  превышает массу тела среднего школьника, если он весит 40 кг?
При изучении темы «Проценты»:
Задача №1.
Статистика по состоянию здоровья школьников нашей страны неутешительна. В лицее в данном учебном году только около 3% выпускников являются абсолютно здоровыми. Сколько здоровых  выпускников покинут наш лицей  в текущем году, если всего их 50?
Задача №2.
В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить?
Задача №3.
Одна таблетка лекарства весит 30 мг и содержит 8% активного вещества. Ребёнку в возрасте до 6 месяцев врач прописывает 1,2 мг активного вещества на каждый кг веса в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребёнку весом 6 кг в течение суток? (сборник ЕГЭ)
Задача №4.
Чтобы приготовить полезный для здоровья коктейль, надо смешать 200г молока, 120г малины, 60г клубники, 150г черники и 30г меда. Сколько всего граммов ягод нужно положить в коктейль? На сколько процентов в коктейле больше ягод, чем молока?
Запомните этот рецепт и приготовьте.
Для учащихся очень интересны практические задания с элементами исследования, в рамках проведения которого они узнают много интересного и познавательного, в том числе и о себе. Приведу несколько примеров.
При изучении темы «Площади и объёмы»:
Можно предложить задачи для проведения небольшого исследования дома и попросить сделать выводы.
Задача №1.
Каждый знает, как легко дышится солнечным утром в лесу. Свежий воздух очень полезен для здоровья. Однако нам достаточно редко удаётся им дышать.
А).Примерно  7/8 части суток каждый из нас проводит в помещении: в школе, на работе, в магазине, дома. Сколько часов ты проводишь в помещении (в школе, дома и т.д.).
Б) В помещении непрерывно идёт процесс образования пыли. В наших домах на каждом 1 м2 поверхности оседает до 300 тыс. пылинок. Узнай:
а) Сколько пыли в сутки оседает на обложку твоего учебника, если она находится в помещении?
б) Сколько пыли оседает на твой рабочий стол? (3)
 Задача №2.
За сутки человек вдыхает до 12 тыс. дм3 воздуха.
В 1 дм3 воздуха в помещении находится около 500 тыс. пылинок. Сколько пылинок за сутки оседает на слизистой твоих дыхательных путей, если ты весь день находишься в помещении? (3)
Интересную исследовательскую работу можно предложить учащимся для вычисления «коэффициента интеллекта».
У собаки масса мозга около 100г, у гориллы  - около 430г, у лошади – около 500г. Масса мозга человека – около 1 кг 400г. Однако превосходство человека только в этом сомнительно, так как масса мозга слона – около 5 кг, а масса мозга кита-финвала – почти 7кг.
Оказывается, умственные способности животного зависят не столько от массы мозга, сколько от соотношения массы мозга и общей массы тела. Таким образом, определив отношение массы мозга к массе тела, можно составить первые представления об умственных способностях. Это отношение условно называют «коэффициентом интеллекта».
Задание 1. Заполнив таблицу, вычислите «коэффициент интеллекта животных» и расставьте полученные результаты в порядке убывания:
животные                 Масса мозга (г)     Масса тела (г)     «коэффициент интеллекта»(К)    Номер животного по порядку убывания К
Горилла    
Домашняя кошка    
Индийский слон    
Паукообразная обезьяна    
Лошадь    
Собака    
Финвал    
шимпанзе    
Для заполнения таблицы учитель может предложить таблицу данных, а можно для более подготовленных ребят предложить воспользоваться интернет- ресурсами.

Задание 2. Вычисли «коэффициент интеллекта» человека (средняя масса человека 75 кг).

Вопрос для размышления: Можно ли, исходя только из «коэффициента интеллекта», сказать, что человек – самое умное существо на Земле? (3)

Задачи по данной тематике практически не представлены в учебниках, поэтому данные задачи составляю самостоятельно, прибегая к помощи самих учащихся и интернет - ресурсам.
Подобные задачи учащиеся составляют и в рамках работы над учебными проектами.
Так, в этом учебном году интерес пятиклассников вызвал проект на тему «Математика и спорт»; в практической части учебного проекта на тему «Большие числа в жизни человека» были составлены и решены следующие задачи:
Задача 1. Пульс здорового человека – 4200 ударов в час. Сколько ударов сердца осуществляется: а) за год; б) за полгода? в)за 70 лет?
Задача 2. При каждом ударе сердце, как насос, перекачивает по 100 г крови. За 1 минуту оно делает 70 ударов. Сколько крови перекачивает сердце за сутки? за год? за 70 лет?
Решение задач с таким содержанием не только способствует сохранению здоровья, но и пропагандирует здоровый образ жизни, вызывает негативное отношение к вредным привычкам, в ненавязчивой форме обучает правилам безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. А включение их в уроки делает уроки математики более познавательными и интересными.
Не менее важным этапом в организации урока является домашнее задание. Домашней работе необходимо уделить особое внимание: её месту в уроке, объёму, содержанию. Объём домашнего задания должен соответствовать требованиям СанПиН. Полезно включать в домашнюю работу задания на выбор, имеющие творческий характер.
Обязательным элементом современного урока является рефлексия: обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.  Ребята оценивают свою деятельность на уроке, сигнализируют своё настроение с помощью сигнальных карточек. И, как правило, уходят с урока с хорошим и позитивным настроением.
Исходя из выше изложенного, становится очевидным, что здоровье сберегающие технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.


Литература
 Проблемы качества образования в современной школе. Полетаева Н.М / Сб. научных трудов «Педагогическая акмеология: поиски и достижения», СПб. 2004г./
 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы – М. АРТИ, 2003 -272с.;
 О.А. Захарова Практические задачи по математике, 5-6 классы, учебное пособие, под ред.Р.Г. Чураковой. М. Академкнига/учебник, 2007г.
 Дорофеев Г.В. и др.  Математика 5,6 классы, учебник, издание 12, М. Просвещение. 2011.
 Интернет – ресурсы

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»