Учитель математики ГБОУ школа №38
« Без игры не может быть полноценного умственного развития.Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский .
Повышение активности ребенка в процессе обучения остается одной из важнейших задач современной педагогики. Это качество характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений, что в наше время встречается достаточно редко. Активность такого рода может быть вызвана при помощи целенаправленных педагогических воздействий. Один из способов такого воздействия является применение игровых технологий. Понятие «игровых технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации учебного процесса. Нестандартные уроки , с нетрадиционными методиками проведения, необычные по замыслу и организации, гораздо больше нравятся учащимся ,чем обычные будничные занятия.
1. Использование дидактических игр.
Дидактические игры можно широко использовать, как средство обучения, воспитания и развития учащихся. Игры формируют быстроту реакции, логическое мышление, смекалку, умение сопоставлять, делать выводы, запоминать. Игры на уроках используются для решения комплексных задач: усвоения нового материала, формирование необходимых умений и навыков, развитие творческих способностей. В игре воссоздаются определенные условия, вид деятельности, ситуации, проблемы в которых ребенок может проявить себя , опираясь не только на знания , полученные на уроках математики , но и на свой жизненный опыт. Игра включает моменты соревнования, дает возможность участникам самоутвердиться , проявить себя в нестандартной ситуации.
Коллективные игры в классе разделяются по дидактическим целям урока.
1.) Обучающие игры. В процессе такой игры учащиеся получают новые знания, умения , навыки.
2.) Контролирующие игры. Это игры, дидактическая цель которых., проверить ранее полученные знания, повторить и закрепить пройденный материал.
3.) Обобщающие игры применяются при проверке результатов обучения.
Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс , направляя творчество детей в нужную сторону. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые являются средством побуждения к математической деятельности, а так же к ее стимулированию. Игра может охватывать какую то часть учебного процесса , объединенного общим содержанием. На уроке реализация игровых приемов и ситуаций происходит следующим образом. Дидактическая цель ставится перед учениками в виде игры. Дети достаточно легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Учебная деятельность учащихся подчиняется ее правилам. Материал урока используется, как средства игры. В учебный процесс вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Применение игровых приемов способствуют активизации умственной деятельности учащихся.Дидактическая игра имеет четко поставленную цель обучения. В этом ее отличие от игры вообще.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила игры, дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игровой замысел заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в процессе урока, он часто выступает в виде вопроса, загадки, и выражен как правило уже в названии игры. Он придает игре познавательный характер, предъявляя к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Правила игры определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, они должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей класса и создавать условия для проявления самостоятельности , настойчивости, мыслительной активности учащихся. Правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива. Они способствуют созданию на уроке рабочей обстановки.
Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся , дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания для достижения цели игры..
Дидактическая игра имеет определенный результат, Это прежде всего решение поставленной учебной задачи. Для учителя результат игры является показателем уровня достижения учащихся.
Учитель руководит игрой , направляет ее ход в нужную сторону, активизирует учащихся, поддерживает интерес к игре, приходит на помощь к слабым учащимся .Он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные изменения в ход игрового процесса .
«Сделать учебную работу настолько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву- одна из труднейших и важнейших задач дидактики.» К.Д Ушинский.
Виды игр на уроках математики.
· Деловая игра.
Игры такого вида создают модель жизненной ситуации или отношений. Примерами учебных деловых игр могут являться такие игры, как «Банк», «Строитель», «Магазин», «Почта». «Конструкторское бюро», « Научно-исследовательская лаборатория», «Рационализаторский отдел».
Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр. Примеры игровых форм уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий: «В гостях у сказки», «Математическое путешествие», «Математический КВН», «Своя игра», «Умники и умницы», «Счастливый случай».
· Ролевые игры
Такой тип игр характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. В основе игры лежат целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации. Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разнообразными: пресс-конференция, дискуссия, путешествие и т.д. Примерами ролевых игр являются такие игры, как: «Кто быстрее», «Эстафета», «Найди ошибку», «Математическое лото» и др.
2. Занимательные задачи.
Это математические задачи с нестандартным решением. Такие задачи полезны при выработке навыков мышления, повышения интереса к предмету. К занимательным задачам отнесем и старинные задачи. Учащимся нравится рубрика «Страницы русской истории на уроке математики» или «Старинные задачи народов мира». Осуществляя на уроках межпредметную связь, учитель так же может включить в урок задачи, в которых учащиеся должны показать знания полученные по другим предметам: географии, биологии, истории города. Нестандартными заданиями можно назвать и математические ребусы и кроссворды. Домашнее задание на составление такого ребуса или кроссворда требует повторения большого количества учебного материала, а желание поставить в тупик одноклассников своим заданием придаст более творческий характер работам учащихся.
3.Работа на уроке с интерактивной доской.
Развитие современных технологий в настоящее время влечет за собой и модернизацию учебного процесса, который за последние годы перешел на совершенно иной уровень. Перед учителем открылись новые, практически неограниченные возможности в его творческой деятельности. Включение в урок работы с интерактивной доской, позволяет разнообразить процесс обучения. Сама по себе работа с интерактивной доской –это игра, с большим диапазоном возможностей. Это игровое пространство, на котором учитель и ученик могут выполнять многочисленные действия, даже просто движением руки. Возможность делать рисунки, копировать объекты в необходимых количествах, вращать, перемещать геометрические фигуры по полю доски, растягивать и сжимать графики, все это придает уроку игровую форму. Новизна способов, повышает заинтересованность учащихся в активной деятельности на уроке. Дети, которые раньше не проявляли особого интереса к предмету, теперь с радостью принимают участие в учебном процессе. Сами его проектируют и моделируют. Готовят презентации к урокам, подбирают необходимый учебный материал. Возможность «поиграть в учителя», активно помогать ему в подготовке и проведении урока, повышает самооценку учащихся, их заинтересованность в усвоении материала.
Таким образом игровая деятельность на уроке несомненно повышает мотивацию учащихся к успешной учебе, обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. Повышает творческую активность, как учителя, так и ученика. Имеет здоровьесберегательную направленность, так как снимает усталость, напряжение умственного труда, повышает работоспособнось.