Применение электронных средств коммуникации
в организации внеурочной работы
по математике с одаренными детьми
Современное поколение молодежи называют цифровым. Это действительно так. Про детей, которые сегодня приходят в школу можно сказать, что они научились пользоваться современными гаджетами раньше, чем говорить. Конечно это отразилось на их развитии. Они не хуже и не лучше своих родителей, они – другие. Многие ученые сейчас занимаются изучением особенностей современного поколения обучающихся.
На данный момент, родились несколько интересных концепций, например, концепция “цифрового человека” Марка Пренски (учитель, писатель и футуролог). Все они сводятся к идее изменения у нового человеческого «устройства» — мировосприятия, самоощущения. Подобные изменения задевают все сферы развития общества, в том числе и образование.
Марк Пренски выделяет следующие особенности «цифровых аборигенов», которые стоит учитывать:
- клипповость сознания, они хотят получать информацию быстро и кратко;
- многозадачность, хотят выполнять несколько дел одновременно;
- предпочитают графическое изображение тексту;
- произвольный доступ к информации, режим одновременного восприятия;
- работают эффективнее, получая мгновенное удовлетворение, поощрение;
- геймификация — предпочитают игровой формат работы, обучения;
- потребность быть вовлеченным в процесс обучения — интерактивность.
Хочу поделиться своим опытом применения современных средств коммуникации при составлении индивидуального образовательного маршрута работы с одаренными детьми во внеурочное время на кружке по математике.
Известно, как плохо многие ученики умеют выражать свои мысли и в устной и письменной форме. Этот факт привел к возвращению сочинения по литературе на выпускной экзамен. Но проблема имеет место не только в области гуманитарных наук. Она присутствует и на уроках математики. Выражается в затруднениях с формулировками правил, теорем, при работе с задачами.
Даже лучшие ученики с огромным трудом могут обосновать решение, например логической задачи, в письменной форме. А как известно, это необходимое условие получения высокого балла на олимпиадах по математике. Часто одаренный ученик может дать ответ гораздо раньше учителя, но затрудняется грамотно изложить ход своих рассуждений. Вывод: очень важно научить ребят правильно оформлять обоснование ответа в виде рассуждений и построения логических цепочек.
Мне в этом помогает применение электронных средств связи. Сначала на кружке предлагается решить ряд задач. Но время кружка ограничено - задачи проговариваются устно. После занятия я высылаю одну из разобранных задач (или аналогичную) на почту участникам кружка и прошу в письменной форме обосновать решение. Дальнейшая работа происходит в индивидуальном режиме. Ученик высылает письменный ответ, учитель его корректирует и так до получения требуемого результата. Плюсы, которые я вижу в подобной форме общения:
- выявляет проблемы каждого обучающегося, позволяет проявить индивидуальный подход в их решении;
- повышает мотивацию ученика к получению новых умений, вовлекает его в процесс обучения;
- общение происходит в ритме удобном для обоих участников образовательного процесса;
- учитывает особенности восприятия информации современным поколением, описанные выше.