Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Мотивация учебной и познавательной деятельности
у учащихся с ОВЗ (ДЦП) на уроках математики

Силиверстов  Станислав Александрович,
учитель математики ГБОУ СОШ №593
с углубленным изучением английского языка
 
              Всем известно и не секрет, что практически каждый учитель заинтересован в том, чтобы его ученики учились довольно неплохо, имели определенную мотивацию к учению, с  желанием проводили время в своей школе. Но часто приходится сталкиваться с такими формулировками,как «не хочет учиться», «имеет все предпосылки хорошо учиться,но нет желания» и другие. Как же сформировать у современного ученика потребность в знаниях, развить необходимый интерес к учению? 
       Сейчас существует множество различных педагогических инновационных средств для достижения этого, но я считаю, как правильно их использовать для формирования у обучающихся мотивации к получению знаний имеет определяющее значение в этом вопросе. Вижу необходимым и целесообразным решение современной школой первостепенной задачи, особенно в тех условиях, когда инклюзивное образование является обязательным в том плане, что педагоги должны обучать детей с ОВЗ, это формирование положительной мотивации к обучению. Ведь в процессе обучения самое главное то, чтобы ученик понял, какие задачи перед ним ставят и самое важное с какой целью, чтобы решение этих задач помогло в какой-то мере ему в будущей жизни. Если  так, то обучение должно быть в ближайшем будущем профессионально-ориентированным.
        В последние годы в нашем образовании стали осуществляться определенные шаги в плане дифференцированного обучения, что очень неплохо. По окончании 11 классов ребятам предоставляется право выбора при сдаче математики по двум направлениям «базовый» и «профильный».
        Говоря о системе образования, о ее переходе на относительно новую ступень развития. связанную  в первую очередь с внедрением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), педагогам приходится в достаточно ускоренном темпе овладевать новыми технологиями, методиками, приемами и способами передачи знаний обучающимся. Данный стандарт прежде всего предполагает формирование у обучающихся самостоятельного приобретения знаний, умения их применять в современной ,повседневной жизни, а это напрямую нацеливает обучающегося на определенную учебную деятельность.
         Теперь немного о специфике своего предмета. К сожалению с увеличением возраста у обучающихся ослабевает интерес к математике. Нередко от обучающихся можно услышать такие вопросы,как: «Зачем мне нужна теорема Пифагора?», такие вопросы иногда приводят в замешательство,  приходится  отвечать  примерно так: «При составлении проекта для строительства крыши дома», «При подаче импульса от сотовой вышки», чтобы как-то заинтересовать ученика.  
         Делая анализ основных типов уроков в соответствии с ФГОС, урок открытия новых знаний, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности , урок развивающего контроля, можно  выделить отдельный этап- это мотивация деятельности.
          Эффективность обучения зависит от того, какая потребность у ученика в знаниях, умениях , навыках, которые предлагает учитель, а как он их преподнесет зависит в свою очередь от профессиональной компетентности учителя.
          Одним из главных факторов, обуславливающим проявление учебной активности-это мотивация учебной деятельности. Переходя к вопросу о формировании учебной мотивации у детей с ОВЗ (ДЦП), к сожалению приходится констатировать факты о том, что в России в настоящее время насчитывается 1,6 млн. детей, относящиеся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в обеспечении определенных условий для получения ими образования.
           Я работаю в школе с углубленным изучением английского языка третий год, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья(дцп) . В школе осуществляется определенная работа по созданию  комфортных  условий  для более  успешного  и благополучного  обучения данных ребят. В этом учебном году оборудован автоматический подъемник-лифт на второй этаж. Говоря о процессе обучения таких детей, считаю необходимым сказать, что важно не то, сколько много знает и умеет такой ребенок, а насколько у него сформирована мотивация к получению необходимых знаний и умений. Уповать на то, что мотивация придет сама по себе, не приходится, в связи с этим от учителей должна исходить большая подготовка по проведению уроков в классах с детьми, имеющие ОВЗ. Я считаю, что успех обучения таких детей во многом зависит от того, насколько налажен контакт педагога с детьми, насколько доброжелательная атмосфера взаимоотношений с такими детьми, ведь по моим наблюдениям, из собственного опыта они очень ранимы.
         На  уроках необходимо сочетать определенные условия: обогащать мышления эмоциями; правильно оценивать свои возможности, стремиться к самосовершенствованию, ответственно относиться к учению.
         Не  совсем  согласен с бытующим мнением о том, что  дети, имеющие сложный дефект в  здоровье, отстают в интеллектуальном развитии, это не совсем так. У меня в  8 классе обучается обучается 5 детей с ДЦП и трое из них имеют достаточно высокий уровень интеллектуального развития и  на уроках математики стараюсь их стимулировать выполнением более сложных заданий.
         Исследования показывают, что дети с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к школе. В основной своей массе такие дети ходят в школу из-за человеческого общения, которое играет в жизни человека определяющую роль. Считаю, проводя учебные занятия в таких классах, необходимо проявлять толерантное отношение ко всем, устанавливать доброжелательные отношения со всеми.
         Каждый учитель, работая в таком классе, должен осуществлять работу по формированию учебно-познавательной мотивации, основываясь на свой профессиональный опыт и психолого-возрастные особенности детей.
         Делая вывод после всего вышесказанного мною, можно сказать о том, что становление учебно-познавательной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья является очень важным условием плодотворной учебной работы всего педагогического коллектива школы, которая направлена на социальное приспособление обучающихся к полноценной жизни в сложном современном обществе.                      
         

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»