Мультимедийные технологии на уроках математики
Мичкасов Роман Евгеньевич
Известный российский педагог К.Д. Ушинский в свое время отметил: «Детская природа требует наглядности». И действительно во все времена доступность излагаемого материала во многом зависела от того, насколько он конкретен, нагляден и лаконичен. Примером для учащихся, демонстрирующим изучаемый материал, чаще всего служили схемы, таблицы, красочные картинки, подручные материалы и т.д. Ситуация изменилась с широким распространением технических инноваций и их внедрением во все сферы жизни, повлияв на психологию современного человека и на характер его восприятия действительности. Естественно, такое положение дел не могло не коснуться и образования, поскольку время информационных технологий коренным образом изменило облик человечества и потребовало внедрения иных практик для формирования и воспитания подрастающего поколения. Нельзя не признать, что современный школьник охотнее играет во всевозможные онлайн игры или проводит время в интернете, пусть даже подчиняя это время поиску полезной информации для учебы или скачиванию электронных книг. Во всяком случае, культурному времяпрепровождению вне дома, если таковое случается по необходимости, он предпочитает времяпрепровождение в онлайне, что говорит скорее всего не о накликанной всеми наперебой деградации нынешнего поколения, а о появлении совершенно иного характера восприятия информации, о котором мы должны помнить и которое должны иметь ввиду при работе со школьниками. Таким образом, школа должна повернуться лицом к ребенку и учесть его потребность в более инновационных формах визуализации объясняемого материала.
На помощь приходят мультимедийные образовательные технологии, которые в целом и общем заняли свое достойное место в образовательном процессе. Если обратиться к словарю, то выяснится, что мультимедиа – это компьютерная система, включающая в себя текстовые, аудио и видео компоненты. Пользователь может вступать с ней в своеобразный контакт, задавая вопросы, контролируя или принимая непосредственное участие в том, что происходит на экране. Таким образом, нельзя не заметить, что мультимедийный аппарат является наиболее адекватным современному подростковому сознанию способом передавать учащимся познавательную информацию (а это, как известно, суть образования). В этом смысле мультимедиа является очень эффективным средством или инструментом познания на уроках такого не очень популярного среди школьников предмета, как математика, поскольку, ставя перед собой цель заинтересовать и мотивировать современного школьника, молодой учитель при использовании традиционных средств подачи материала часто терпит неудачу, а применение мультимедийной техники на уроке повышает в разы наглядность, а значит и доступность объясняемого материала.
Итак, мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала. Богатейшие возможности для реализации всего вышесказанного представляют современные информационные компьютерные технологии (сокращенно ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, так как при использовании ИКТ во время ведения урока задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. И в конце концов, что немаловажно, учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Существуют различные типы уроков с применением информационных технологий: урок-лекция; урок постановки и решения задачи; урок введения нового материала; интегрированные уроки и т.д. На мой взгляд, наиболее эффективно применять на уроках математики информационные технологии при мотивации введения нового понятия, демонстрации моделей, моделировании, отработке определенных навыков и умений, контроле знаний. Например, одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия — это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Для этой цели я обычно использую различные математические пакеты, графические онлайн-калькуляторы, всевозможные компьютерные программы, выкладываемые энтузиастами в сеть. Их использование мотивирует учащихся участвовать в проектных работах, тем более, что использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, позволяет увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения. Для оживления урока, для поддержания интереса к предмету, для привлечения учащихся к проектной деятельности на уроках я часто использую свои презентации либо презентации, созданные наиболее инициативными учениками.
При подготовке к уроку я часто сталкиваюсь с проблемой построения графиков функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. На помощь в данном случае часто приходят графические онлайн-калькуляторы, среди которых я особо хочу выделить ресурс desmos.com. Изучаемая функция вводится слева в графу ввода, справа – программа рисует график соответствующей функции. Огромное преимущество данной программы в том, что в одной координатной плоскости можно построить несколько графиков и затем на наглядном примере изучать свойства целых классов функций. На рисунке ниже видно, что программа рисует графики функций разными цветами, что делает объясняемый материал более наглядным. В данном случае демонстрируется тема «Степенные функции».
Другое применение мультимедийные технологии находят в подготовке к олимпиадам и экзаменам, поскольку позволяют с помощью интернета на интерактивной доске проводить тренировочные тестирования, например при подготовке к ОГЭ или ЕГЭ. Интернет-тесты дают хорошую возможность для самопроверки, решая их в классе ученики получают помощь и консультацию учителя. Помимо всего прочего, презентации в Power Point позволяют учителю составлять собственные тренировочные тесты различного уровня сложности. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5-10 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15-20 минут. На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают уже упомянутые интерактивные доски. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу.
Таким образом, показанные примеры убедительно демонстрируют нам, что использование средств мультимедиа является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет создания условий для организации активной самостоятельной учебной деятельности, для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении школьников. Применяя же мультимедийные технологии, учитель не только даёт знания, но еще и показывает их границы, обучает школьников приёмам обработки информации, разным видам деятельности; сталкивает ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, что нацеливает их на поиски нестандартных решений, на самообразование; благодаря такой работе ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты, что является конечной целью всего образовательного процесса.
На помощь приходят мультимедийные образовательные технологии, которые в целом и общем заняли свое достойное место в образовательном процессе. Если обратиться к словарю, то выяснится, что мультимедиа – это компьютерная система, включающая в себя текстовые, аудио и видео компоненты. Пользователь может вступать с ней в своеобразный контакт, задавая вопросы, контролируя или принимая непосредственное участие в том, что происходит на экране. Таким образом, нельзя не заметить, что мультимедийный аппарат является наиболее адекватным современному подростковому сознанию способом передавать учащимся познавательную информацию (а это, как известно, суть образования). В этом смысле мультимедиа является очень эффективным средством или инструментом познания на уроках такого не очень популярного среди школьников предмета, как математика, поскольку, ставя перед собой цель заинтересовать и мотивировать современного школьника, молодой учитель при использовании традиционных средств подачи материала часто терпит неудачу, а применение мультимедийной техники на уроке повышает в разы наглядность, а значит и доступность объясняемого материала.
Итак, мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала. Богатейшие возможности для реализации всего вышесказанного представляют современные информационные компьютерные технологии (сокращенно ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, так как при использовании ИКТ во время ведения урока задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. И в конце концов, что немаловажно, учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Существуют различные типы уроков с применением информационных технологий: урок-лекция; урок постановки и решения задачи; урок введения нового материала; интегрированные уроки и т.д. На мой взгляд, наиболее эффективно применять на уроках математики информационные технологии при мотивации введения нового понятия, демонстрации моделей, моделировании, отработке определенных навыков и умений, контроле знаний. Например, одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия — это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Для этой цели я обычно использую различные математические пакеты, графические онлайн-калькуляторы, всевозможные компьютерные программы, выкладываемые энтузиастами в сеть. Их использование мотивирует учащихся участвовать в проектных работах, тем более, что использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, позволяет увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения. Для оживления урока, для поддержания интереса к предмету, для привлечения учащихся к проектной деятельности на уроках я часто использую свои презентации либо презентации, созданные наиболее инициативными учениками.
При подготовке к уроку я часто сталкиваюсь с проблемой построения графиков функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. На помощь в данном случае часто приходят графические онлайн-калькуляторы, среди которых я особо хочу выделить ресурс desmos.com. Изучаемая функция вводится слева в графу ввода, справа – программа рисует график соответствующей функции. Огромное преимущество данной программы в том, что в одной координатной плоскости можно построить несколько графиков и затем на наглядном примере изучать свойства целых классов функций. На рисунке ниже видно, что программа рисует графики функций разными цветами, что делает объясняемый материал более наглядным. В данном случае демонстрируется тема «Степенные функции».
Другое применение мультимедийные технологии находят в подготовке к олимпиадам и экзаменам, поскольку позволяют с помощью интернета на интерактивной доске проводить тренировочные тестирования, например при подготовке к ОГЭ или ЕГЭ. Интернет-тесты дают хорошую возможность для самопроверки, решая их в классе ученики получают помощь и консультацию учителя. Помимо всего прочего, презентации в Power Point позволяют учителю составлять собственные тренировочные тесты различного уровня сложности. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5-10 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15-20 минут. На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают уже упомянутые интерактивные доски. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу.
Таким образом, показанные примеры убедительно демонстрируют нам, что использование средств мультимедиа является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет создания условий для организации активной самостоятельной учебной деятельности, для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении школьников. Применяя же мультимедийные технологии, учитель не только даёт знания, но еще и показывает их границы, обучает школьников приёмам обработки информации, разным видам деятельности; сталкивает ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, что нацеливает их на поиски нестандартных решений, на самообразование; благодаря такой работе ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты, что является конечной целью всего образовательного процесса.