Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Маркова Елена Владимировна,
учитель математики, ГБОУ лицей № 384 Санкт-Петербурга
 
Наверно, многие учителя, сталкиваются с проблемой, что ученики не понимают, для чего им надо изучать математику. Нередко приходится слышать утверждение, что они не собираются становиться математиками, и математика им не нужна. Поэтому одной из важнейших задач становиться то, как заинтересовать их, убедить в том, что это одна из самых замечательных наук. Она интересна не только сама по себе, она «ум в порядок приводит», учит логически рассуждать. Математика нужна не только в повседневной жизни. Она помогает в изучении и других предметов, причем не только тех, с которыми связь очевидна, например, физика, информатика, но и таких, казалось бы совсем не «математических», как биология, искусство, музыка…
Во многих учебниках есть небольшое количество исторического материала, который расширяет кругозор учеников, показывает диалектику предмета, но его явно недостаточно. Рассказы о истории помогают не только понять логику развития предмета, необходимость появления различных понятий, их взаимосвязь, но и показывают примеры выдающихся ученых, прошедших нелегкий путь постижения истины. В младших классах приводится ряд занимательных задач, но на уроках времени на его использование практически не хватает.
Огромный интерес вызывает применение математических софизмов, доказательств заведомо ложных утверждений. Поиск ошибок в рассуждениях требует развития логики, знания теории, что способствует лучшему усвоению предмета.
Сегодня проблема интереса все более выдвигается на первое место, так как без него невозможно формировать и развивать личность учащегося, воспитывать активное и позитивное отношение к жизни.
Именно познавательный интерес характеризуется постоянным стремлением к познанию, к более глубоким знаниям. Постоянно укрепляясь и развиваясь, он становится основой позитивного отношения к учебе, носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он активно ищет. Такая поисковая деятельность совершается с увлечением, что в свою очередь вызывает эмоциональный подъем, радость от достигнутого, способствует улучшению воображения, памяти, мышления, внимания. Познавательный интерес является важнейшим мотивом для учения.
Для развития познавательного интереса наиболее эффективным, является участие учеников в НПК (научно практических конференциях).
Готовя доклады, учащиеся учатся работать с литературой, отбирать, анализировать и систематизировать материал, выделять главное, логически строить ответ, приводить доказательства и делать выводы из полученных результатов.
Очень важно правильно выбрать тему, чтобы она смогла увлечь ученика, открыть перед ним новые грани, вызвать живой интерес. Обязательным элементом работы должно стать желание попробовать что-то сделать самому, т.е. решить какую-либо задачу, создать свой проект, смоделировать ситуацию…
Например, одна из учениц, успешно занимающаяся математикой и увлекающаяся музыкой, выбрала тему: « Вариации на тему чисел Фибоначчи».
Она так объясняет свой выбор: «Я выбрала эту тему, потому что мне очень понравилась идея совместить вариации на заданную тему, хорошо знакомые по музыкальным произведениям с математическими фактами на примере чисел Фибоначчи. Мне очень близка музыка и нравится математика, поэтому я постаралась, не углубляясь ни в музыку, ни в математику применить музыкальный прием на математической теме. Предмет исследования в данной работе это последовательность Фибоначчи, её свойства, применение чисел Фибоначчи в природе, в геометрии и других областях. Начав с классической задачи о размножении кроликов, я показала роль чисел Фибоначчи в концепции знаний о строении живой природы и научного миропонимания».
 Хорошее понимание математики позволило ей в своей работе разобраться с математическим аспектом темы, а разносторонность интересов - в использовании ее вовсевозможных ситуациях.
А вот другая ученица, так же увлекающаяся музыкой, но которой тяжело дается математика выбрала более узконаправленную тему «Математика в музыке». Она пишет в своей работе: «Я выбрала тему «Математика в музыке», так как считаю, что она познавательна и для математиков, и для музыкантов. Математика – самая абстрактная из наук, а музыка – наиболее отвлеченное из искусств и они очень тесно взаимосвязаны. Предметом моих исследований стала связь математики с музыки и ее доказательство».
Цель ее работы – показать значение математики в развитии музыки. В своей работе она затрагивает различные аспекты, такие как музыка и число, рассматривает учение Пифагора и его законы применительно к музыке, продолжателей Пифагора, таких как Архит, разбирает выводы о делении октавы и доказательство иррациональности , рассказывает про тетрахорд и его значение в развитии теории музыки.
Главными выводами ее работы является доказательство связи математики и музыки; математическое подтверждение того, что октава делится на два неравных консонанса – квинту и кварту; формулирование двух основных законов Пифагора необходимых в музыке и имеющих математическое доказательство. Алина сумела даже написать несколько музыкальных фраз, пользуясь математическими законами.
Многие темы формулируются достаточно широко «Математика в биологии», «Математика в живописи», «Математика в архитектуре», но каждый раз работы оказываются совершенно различными в зависимости от интересов авторов.
Например, для доказательства связи математики с архитектурой использовались в одной работе классические сооружения, такие как Парфенон и здание нашего лицея, ав другой - рассматривались здания, построенные в стиле хай-тек. Особенно интересной в работах стала попытка применить полученные знания в создании собственного проекта.
Еще один ученик, работая над темой «Математика лабиринтов» увлекся одним из интереснейших разделов математики – топологией и ее применением для современного моделирования различных экономических и социальных ситуаций, что является очень актуальным в наше время.
Таким образом, в процессе роботы над своими сообщениями, учащиеся начинают понимать не только абстрактную роль математики, как средства воплощения различных проектов, но и всю ее красоту и стройность как самостоятельной науки.
Необходимо также отметить бесценный опыт, получаемый учениками при защите своих работ. Приобретая навыки публичных выступлений, они начинают чувствовать себя более уверенными, значимыми, что, несомненно, сказывается на их общественном поведении.
Подготовка к презентациям помогает лучше освоить и работу на компьютере, что является необходимым для современного человека.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»