Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Умножение разности двух выражений на их сумму.
Квадрат разности

Клочкова Ольга Анатольевна,
учитель математики ГБОУ № 559
Санкт-Петербурга

 

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

1. Организовать деятельность учащихся на самостоятельный вывод формулы разности квадратов.

2. Выработать умение распознавать формулу разности квадратов в различных ситуациях, выделять эту формулу из других выражений, применять ее при преобразовании выражений.

3.Воспитать интерес к предмету, активность, настойчивость, навыки общения, взаимопомощи.

4.Развить познавательные интересы, самостоятельность, математическую речь, логическую мыслительную деятельность.

План урока:

1. Организационный момент. Настрой учащихся на урок.

2. Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос.

3. Изучение нового материала.

4.Контроль и самопроверка знаний учащихся (закрепление).

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание, оценки за урок.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здраствуйте , садитесь. Отметить отсутствующих, проверить готовность учащихся к уроку, объявить тему и цели урока: умножение разности двух выражений на их сумму; вывод  формулы.

Учитель: Что вы изучали на прошлом уроке? Какие формулы сокращенного умножения вы изучили? Сегодня на уроке мы продолжим изучать формулы сокращенного умножения и их практическое применение.

2. Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос.

1.Возведите в квадрат:   3a;  0,2m;  (1/3)x;  (3/8)y3;  0,03y2.

2. Представьте в виде квадрата одночлена:   9b2;  16m4;  0,09x10;  0,81m2n2;  (16/25)x4y6 .

3. Прочитайте правильно выражения ,как называются a и b в первых двух случаях : a-b,   a+b , 3m-2n , (3x)2-(4)2, m2-n2, (5a)2+(6b)2, (3a+2b)2, a2-9b2, (m-n)2, (4a+3b)2, 100x2-64y2, (0,2x-0,4y)2 , 9a+3x2,(a-b)(a+b).

4. Разложите на многочлены:  15x2y-10x  и   x2-y2.

Создание проблемной ситуации способствует развитию познавательного интереса. Пробуем решить эту задачу, используя имеющиеся знания.

3. Изучение нового материала.

Письменно в тетрадях и на доске

Выполните умножение многочленов, где a и b – произвольные:

(a-b)(a+b)=a2+ab-ab-b2= a2-b2

(a-b)(a+b) = a2-b2 формула сокращенного умножения.

Верно ли полученное равенство, не вычисляя, при a=-5, b=100; a= -12.8,

Вывод: a и b – любые числа или алгебраические выражения.

Опр:  (Дети самостоятельно формулируют)

Произведение разности двух выражений и их сумма равно разности квадратов этих выражений.

Любую формулу в математике можно читать как слева направо, так и справа налево.

Запишем эту формулу справа налево.

a2-b2=(a+b)(a-b) - разность квадратов.

Как можно прочитать формулу?

Опр: Разность квадратов двух выражений (чисел) равна произведению суммы этих выражений (чисел) на их    разность.

4.Закрепление.

1)Переставьте выражения в столбцах так, чтобы между ними можно было поставить знак равенства:

   
   
   

1)(1 – а)(1 + а);

5) (3в2 – а)(3в2 + а);

2)9в4 – а2;

6) 1 – а2;

3)(у – 3)(у + 3);

7) (3 – у)(3 + у);

4)у2 – 9;

Ответы: 1-6; 2-5; 3-4; 7-8.

8) 9 – у2.

2)Выберите выражения, которые могут быть преобразованы по формуле произведения разности чисел на их сумму, и преобразуйте их по формуле:

 

(x-y)-(x+y)

 

(b-c)(b+c)

 

(0.2-x)(0.2-x)

 

(3+2)(3-2)

 

На основе выполненных заданий можно составить вопросы, выявляющие сущность данной формулы :

  1. Влияет ли порядок записи выражений в скобках на результат преобразований в формуле ?
    1. Важен ли порядок записи выражений, входящих в разность, на результат преобразований по этой формуле?
    2. По какому множителю (сумме или разности) удобно составить результат?
    3. Важен ли порядок множителей в произведении?

 

Далее дети самостоятельно на основе полученного опыта формируют алгоритм:

  1. Является ли выражение произведением.
  2. Является ли один сомножитель – суммой двух выражений.
  3. Является ли другой сомножитель – разностью этих выражений.
    Если это не выполняется, то это выражение не может быть преобразовано по формуле (a–b)(a+b)=a2-b2, а если да, то
  4. Выделить сомножитель– разность.
  5. Записать разность, составленную из квадрата уменьшаемого и квадрата вычитаемого.

Далее переходим к решению примеров из учебника.

№912(устно),913,915,916,939(устно),940,941 (записать на доске).

№913 Выполнить умножение:

a)     (y-4)(y+4)=y2-16

b)    (p-7)(p+7)=p2-49

c)     (4+5y)(5y-4)=25y2-16

d)    (7x-2)(7x+2)=49x2-4

e)     (8b+5a)(5a-8b)=25a2-64b2

f)      (10x-6c)(10x+6c)=100x2-36c2

№915 Представьте в виде многочлена произведение:

a)     (x2-5)(x2+5)=x4-25

b)    (4+y2)(4-y2)=16-y4

c)     (9a-b2)(b2+9a)=81a2-b4

d)    (0.7x+y2)(0.7x-y2)=0.49x2-y4

e)     (10p2-0.3q2)(10p2+0.3q2)=100p4-0.09q4

f)      (a3-b2)(a3+b2)=a6-b4

g)     (c4+d2)(c4-d2)=c8-d4

h)    (5x2+2y3)(5x2-2y3)=25x4-4y6

i)       (1.4c-0.7y3)(0.7y3+1.4c)=1.96c2-0.49y6

j)       (1.3a5-0.1b4)(1.3a5+0.1b4)=1.69a10-0.01b8

№916 Впишите вместо знака * какой-нибудь одночлен так, чтобы получилось тождество:

a)     (2a+*)(2a-*)=4a2-b2, *=b

b)    (*-3x)(*+3x)=16y2-9x2, *=4y

c)     (5x+*)(5x-*)=25x2-0.16y4, *=0.4y2

d)    100m4-4n6=(10m2-*)(*+10m2), *=2n3

e)     (*-b4)(b4+*)=121a10-b8,*=11a5

f)      M4-225c10=(m2-*)(*+m2), *=15c5

 

№940 Разложите на множители:

a)     25x2-y2=(5x-y)(5x+y)

b)    –m2+16n2=(4n-m)(4n+m)

c)     36a2-49=(6a-7)(6a+7)

d)    64-25x2=(8-5x)(8+5x)

e)     9m2-16n2=(3m-4n)(3m+4n)

f)      64p2-81q2=(8p-9q)(8p+9q)

g)     -49a2+16b2=(4b-7a)(4b+7a)

h)    0.01n2-4m2=(0.1n-2m)(0.1n+2m)

i)       9-b2c2=(3-bc)(3+bc)

j)       4a2b2-1=(2ab-1)(2ab+1)

k)    P2-a2b2=(p-ab)(p+ab)

l)       16c2d2-9a2=(4cd-3a)(4cd+3a)

№941 Представьте в виде произведения:

a)     x2-64=(x-8)(x+8)

b)    0.16-c2=(0.4-c)(0.4+c)

c)     121-m2=(11-m)(11+m)

d)    -81+25y2=(5y-9)(5y+9)

e)     144b2-c2=(12b-c)(12b+c)

f)      16x2-49y2=(4x-7y)(4x+7y)

g)     X2y2-0.25=(xy-0.5)(xy+0.5)

h)    C2d2-a2=(cd-a)(cd+a)

i)       A2x2-4y2=(ax-2y)(ax+2y)

Резервные номера №918,942

№918 Выполните вычисления:

a)     (100-1)(100+1)=10000-1=9999

b)    (80+3)(80-3)=6400-9=6391

c)     201·199=(200+1)(200-1)=40000-1=39999

d)    74·66=(70+4)(70-4)=7900-16=7884

e)     1002·998=(1000+2)(1000-2)=1000000-4=999996

f)      1.05·0.95=(1+0.05)(1-0.05)=1-0.0025=0.9975

№942 Вычислите:

a)     472-372=(47-37)(47+37)10·84=840

b)    532-632=(53-63)(53+63)=-10·116=-1160

c)     1262-742=(126-74)(126+74)=200·52=10400

d)    21.32-21.22=(21.3-21.2)(21.3+21.2)=0.1·42.5=4.25

e)     0.8492-0.1512=(0.849-0.151)(0.849+0.151)=0.698·1=0.698

f)      (5)2-2=(5)( 5)=(1)·(10)=13

5.Подведение итогов урока.

1. С какой новой формулой мы сегодня познакомились?

2. Что нового мы сегодня узнали?

3. С какими трудностями вы сегодня встретились?

4. На что следует обращать внимание при применении формулы (a+b)(a-b)=a2-b2

 

6.Информация о домашнем задании.

917,919(a,b,c,d),944(a,b,c,d),945.

№917 Представьте в виде многочлена:

a)     (3x2-1)(3x2+1)=9x4-1

b)    (5a-b3)(5a+b3)=25a2-b6

c)     ()()=

d)    (0.4y3+5a2)(5a2-0.4y3)=25a4-0.16y6

e)     (1.2c2-7a2)(1.2c2+7a2)=1.44c4-49a4

f)      ()()=y10-

№919 Найдите значение произведения:

a)     52·48=(50+2)(50-2)=2500-4=2496

b)    37·43=(40-3)(40+3)=1600-9=1591

c)     6.01·5.99=(6+0.01)(6-0.01)=36-0.0001=35.9999

d)    2.03·1.97=(2+0.03)(2-0.03)=4-0.0009=3.9991

№944 Найдите значение выражения:

a)     412-312=(41-31)(41+31)=10·72=720

b)    762-242=(76-24)(76+24)=52·100=520

c)     2562-1562=(256-156)(256+156)=100·412=41200

d)    0.7832-0.2172=(0.783-0.217)(0.783+0.217)=0.566·1=0.566

№945 Разложите на множители:

a)     x4-9=(x2-3)(x2+3)

b)    25-n6=(5-n3)(5+n3)

c)     m8-q2=(m4-q)(m4+q)

d)    y2-p4=(y-p2)(y+p2)

e)     c6-d6=(c3-d3)(c3+d3)

f)      x6-a4=(x3-a2)(x3+a2)

g)     b4-y10=(b2-y5)(b2+y5)

h)    m8-n6=(m4-n3)(m4+n3)

i)       a4-b4=(a2-b2)(a2+b2)

j)       c8-d8=(c4-d4)(c4+d4)

k)    a4-16=(a2-4)(a2+4)

l)       81-b4=(9-b2)(9+b2)

Оценки за урок .

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»