Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация в детском саду творческих игр для дошкольников

(из опыта работы старшего воспитателя, воспитателя М.Б. Шамаховой)

Шамахова Марина Борисовна

         Гендерная психология   говорит о том, что в обществе  разделяются представления о  личностных качествах и поведенческих моделях  мужчин и женщин.  Воспитатель детского сада  - это участник образовательных отношений.  В тоже время  у него, как у субъекта,  поколениями  заложены  гендерные стереотипы о половой специфике социальных ролей.  Планируя свою педагогическую деятельность, воспитатель  ориентируется на требования в области дошкольного образования.  Педагог приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В настоящее время с утратой физического пространства игр — деревенских околиц и городских дворов, с утратой группового взаимодействия и общения -  дети лишились возможности реализации своей групповой жизни, передачи всего богатства форм детской субкультуры. Вследствие этого, по мнению детских психиатров и психотерапевтов, произошел рост детских неврозов, психических заболеваний и криминализация детской жизни — по принципу: "У детей отняли дворы, и они заняли подвалы". В гармонизации отношений ребенка к предметному миру, другим людям и себе самому важнейшее значение приобретают традиционные игры  и игрушки.

Исходя из опыта работы воспитателя,  можно говорить о том, что именно педагог может быть проводником ребенка в мир коллективных творческих игр детей. В творческих играх интересно рассмотреть палитру игр на бытовые темы. Это сюжетно – ролевые игры: «Автобус», «Больница», «Дом», «Кафе», «Магазин» и другие. Например: воспитатель и мальчики старшего дошкольного возраста играют в «Кафе», «Дом» и «Стройка», «Автобус».  Несколько сюжетов объединены в одну тему «Город».  Дети сами выбрали себе роли.  В выборе  мальчиков и девочек уже  прослеживаются стереотипы социальных ролей мужчин и женщин. Мужчина воспринимается, в первую очередь, как работник и гражданин, а женщина — как жена и мать.

Один из мальчиков взял на себя роль водителя: он ушел на работу, перевозил пассажиров, во время обеда он пошел в кафе, после работы он вернулся в дом. Воспитатель в игре берёт на себя второстепенные роли. Играя с мальчиком в паре, воспитатель, в роли инспектора ДПС, показывал пример поведения и общения на дорогах. Взрослый помогает мальчику в развитии  сюжета: у  автобуса в пути спустилось колесо. 

В жизненном опыте ребенка уже есть пример родственников – мужчин. У мальчика в игре отображаются уже принятые им,  существующие в обществе отношения половой иерархии.  Социальная функция гендерных стереотипов  поддерживает  приемлемые образцы поведения детей. Взрослый партнер по игре понимает, что ребенок в игре уже реализует свое представление о мужественности мужчин. Педагог поддерживает ребенка в игре, формирует у него нравственные  ценности.

Рассматривая  пример можно говорить о том, что педагог, используя свой накопленный социальный опыт,  обучает детей через  игру нормам взаимоотношений полов. В воображаемой ситуации водитель пошел на обед в кафе. Воспитатель, уже в роли пассажира автобуса идет тоже идёт в кафе. Там воспитатель обнаружила, что у нее нет денег, а водитель – мужчина основательный, у него с собой и права, и ключ от автобуса и бумажный кошелёк с нарисованными и вырезанными круглыми деньгами. Воспитатель, ощущая себя партнером по игре, женщиной, обратилась к мальчику с просьбой заплатить за неё. Тем самым воспитатель подчеркнула женскую характеристику, соотносимую с позицией власти и управления – зависимость от мужчины и веру в превосходство мужского пола. Мальчик, играя роль взрослого мужчины, со своей стороны проявил качества лидера: он словами  и действиями подтвердил свою готовность принимать решения, и проявил чуткое отношение по отношению к женщине.

Игра для каждого ребенка – это закономерная форма его деятельности. Если педагог играет с детьми  - он может рассчитывать на хорошие дивиденды. А именно – поддерживать свой устойчивый авторитет в детском коллективе. Наряду с этим педагог имеет возможность помочь мальчикам реализовать свои гендерные характеристики.

2014 год СПб

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»