Организация в детском саду творческих игр для дошкольников
(из опыта работы старшего воспитателя, воспитателя М.Б. Шамаховой)
Шамахова Марина Борисовна
Гендерная психология говорит о том, что в обществе разделяются представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин. Воспитатель детского сада - это участник образовательных отношений. В тоже время у него, как у субъекта, поколениями заложены гендерные стереотипы о половой специфике социальных ролей. Планируя свою педагогическую деятельность, воспитатель ориентируется на требования в области дошкольного образования. Педагог приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В настоящее время с утратой физического пространства игр — деревенских околиц и городских дворов, с утратой группового взаимодействия и общения - дети лишились возможности реализации своей групповой жизни, передачи всего богатства форм детской субкультуры. Вследствие этого, по мнению детских психиатров и психотерапевтов, произошел рост детских неврозов, психических заболеваний и криминализация детской жизни — по принципу: "У детей отняли дворы, и они заняли подвалы". В гармонизации отношений ребенка к предметному миру, другим людям и себе самому важнейшее значение приобретают традиционные игры и игрушки.
Исходя из опыта работы воспитателя, можно говорить о том, что именно педагог может быть проводником ребенка в мир коллективных творческих игр детей. В творческих играх интересно рассмотреть палитру игр на бытовые темы. Это сюжетно – ролевые игры: «Автобус», «Больница», «Дом», «Кафе», «Магазин» и другие. Например: воспитатель и мальчики старшего дошкольного возраста играют в «Кафе», «Дом» и «Стройка», «Автобус». Несколько сюжетов объединены в одну тему «Город». Дети сами выбрали себе роли. В выборе мальчиков и девочек уже прослеживаются стереотипы социальных ролей мужчин и женщин. Мужчина воспринимается, в первую очередь, как работник и гражданин, а женщина — как жена и мать.
Один из мальчиков взял на себя роль водителя: он ушел на работу, перевозил пассажиров, во время обеда он пошел в кафе, после работы он вернулся в дом. Воспитатель в игре берёт на себя второстепенные роли. Играя с мальчиком в паре, воспитатель, в роли инспектора ДПС, показывал пример поведения и общения на дорогах. Взрослый помогает мальчику в развитии сюжета: у автобуса в пути спустилось колесо.
В жизненном опыте ребенка уже есть пример родственников – мужчин. У мальчика в игре отображаются уже принятые им, существующие в обществе отношения половой иерархии. Социальная функция гендерных стереотипов поддерживает приемлемые образцы поведения детей. Взрослый партнер по игре понимает, что ребенок в игре уже реализует свое представление о мужественности мужчин. Педагог поддерживает ребенка в игре, формирует у него нравственные ценности.
Рассматривая пример можно говорить о том, что педагог, используя свой накопленный социальный опыт, обучает детей через игру нормам взаимоотношений полов. В воображаемой ситуации водитель пошел на обед в кафе. Воспитатель, уже в роли пассажира автобуса идет тоже идёт в кафе. Там воспитатель обнаружила, что у нее нет денег, а водитель – мужчина основательный, у него с собой и права, и ключ от автобуса и бумажный кошелёк с нарисованными и вырезанными круглыми деньгами. Воспитатель, ощущая себя партнером по игре, женщиной, обратилась к мальчику с просьбой заплатить за неё. Тем самым воспитатель подчеркнула женскую характеристику, соотносимую с позицией власти и управления – зависимость от мужчины и веру в превосходство мужского пола. Мальчик, играя роль взрослого мужчины, со своей стороны проявил качества лидера: он словами и действиями подтвердил свою готовность принимать решения, и проявил чуткое отношение по отношению к женщине.
Игра для каждого ребенка – это закономерная форма его деятельности. Если педагог играет с детьми - он может рассчитывать на хорошие дивиденды. А именно – поддерживать свой устойчивый авторитет в детском коллективе. Наряду с этим педагог имеет возможность помочь мальчикам реализовать свои гендерные характеристики.
2014 год СПб