Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом
Лубенец Евгения Александровна
Важнейшей задачей формирования гармонически развитой, духовно богатой личности является воспитание у каждого человека потребности в труде.Формирование интереса и любви к труду- одна из основных задач воспитания детей. Работа с природным материалом даёт большие возможности сближения ребёнка с природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Природный материал-кладовая для развития детского творчества .Дошкольников необходимо учить использовать его в работе по изготовлению различных поделок и игрушек.С этой целью создаются природные мастерские. Мастерские приучат детей к систематическому труду. Изготовление игрушек и разных поделок из природного материала-труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства.
С прогулки дети часто приносят жёлуди, шишки, ветки, листья. Дети подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его . Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.
Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуя их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики- согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Развитие внимания — повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько радости, восторга приносят малышам замысловатые поделки. Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку. Её изготовление требует определённых волевых качеств- когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается сам их разрешить. Под руководством взрослого ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. При этом у него формируется целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В данном виде труда детей есть реальные возможности формировать у них контроль и оценку собственной деятельности. Так при изготовлении поделок дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий , но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
При правильной организации воспитательно- образовательного процесса работа с природным материалом становится средством гармонического развития детей.
Что нужно для изготовления поделок
Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: восторгаться причудливой красотой цветов, плодов различных растений, осенних листьев, морских ракушек .
В работе с природным материалом важным этапом является его заготовка. Знакомство детей с природным материалом и его заготовку необходимо одновременно сопровождать формированием у ребят заботливого и бережного отношения к миру природы.
Для различных поделок в детском саду используют некоторые виды растительного материала: шишки, хвоя, орехи, каштаны, жёлуди, кора, ветки, корни, листья, семена, шиповник, рябина, мак, кукурузные початки, солома, рогоз, декоративные тыквы, трава, мох, птичьи перья, ракушки.
Дополнительные материалы: бумага, фольга, пластилин, проволока, нитки, клей, цветные лоскутки, фанеру, гальку, мелкие камни, щетинки, косточки от винограда.
Инструменты: шило, ножницы, нож, иголка, краски, кисточки, стека, карандаш простой.
Как организовать работу
Методика работы с природным материалом основывается на принципах дидактики: от простого к сложному. Важное значение имеет принцип повторяемости действий. Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с природными материалами необходимы показ и объяснение воспитателя. Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении игрушек является поощрение, одобрение успехов ребёнка.Большое воздействие оказывают готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду, стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы с природным материалом.
Работа над изготовлением игрушек из природного материала будет выполняться успешнее, если будут они заниматься ею и в других видах деятельности: в лепке, аппликации. Такие занятия способствуют развитию мелких мышц кистей рук, развитию творческой смекалки.
Для изготовления задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа: экскурсия, сбор материала, сортировка, наблюдения.Работа над игрушкой развивает у детей ориентировочно- исследовательскую деятельность и начинается с анализа образца, рисунка, фотографии; определять внешние характерные особенности, детали поделки, способы соединения. Видя перед собой предмет дети, без труда проводят анализ структуры поделки, определяют способ соединения частей, продумывают и планируют ход предстоящего дела. Для овладения этим умением предлагаем детям создать образ игрушки с опорой на образец, созданный в ходе анализа задания воспитателем. Педагог заботиться , чтобы все его действия были точными и все дети могли видеть. Если ребёнок затрудняется приступить к работе, педагог снова объясняет последовательность изготовления игрушки.
После успешного усвоения способа по образцу можно перейти к изготовлению игрушки по рисунку. Можно использовать приём схематической зарисовки игрушки, который облегчит переход от наглядно-действенного мышления к конкретно-образному. Эффективность данного приёма указал А.Р. Лурия, кроме контура ничего не видно и это ставит ребёнка в необычные условия самостоятельной творческой деятельности и способствует проявлению и развитию у него творческого мышления. Модели чертежа составляют из геометрических форм, которые дети легко рисуют. Использование данного приёма даст возможность детям представить общий ход выполнения задачи, постоянно видеть перед собой цель, проект результата работы и одновременно будет способствовать развитию представлений, творческого мышления.
Схема последовательности работы.
1 Рассматривание и анализ образца игрушки.
2 Установление поэтапной последовательности её изготовления с предварительным планированием хода работы.
3 Выбор способа соединения частей игрушки.
4 Подбор материала и инструментов.
5 Изготовление игрушки.
6 Анализ и оценка детских игрушек.
Большое воспитательно-образовательное значение при изготовлении поделок из природного материала имеет работа детей по замыслу . Такие занятия формируют у ребят умения самостоятельно планировать деятельность. Многие поделки выполняются детьми из одного вида материала и одинаковыми способами. Взрослый помогает детям выделить эти приёмы, способы работы, учить их обобщать и переносить на изготовление новых поделок. Цель формирование таких обобщённых способов работы- развить интерес к ручному труду, умение мастерить, творческие способности. При создании игрушек воспитатель учит детей комбинировать природный материал. Обучение таким навыкам лучше проводить, когда дети делают игрушки по замыслу.
Организуя работу с природным материалом, очень важно использовать и художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы являются неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум , и чувства ребёнка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Детям дошкольного возраста надо читать произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений, чтобы всё это оказывало воздействие, пробуждало их фантазию, воспитывало художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.
Как и когда работать.
Работу с природными материалами можно организовать во второй половине дня, с подгруппой детей или со всеми детьми( в зависимости от вида и этапа работы) один раз в неделю. Изготовление простых игрушек( стрекозы, рыбки и др.) просты по своей конструкции и способам соединения, поэтому в их изготовлении могут принимать участие все дети. При знакомстве же с новым приёмом работы в процессе изготовления игрушки( использование шила, стеки) детей необходимо делить на подгруппы.
Способы соединения частей игрушки: при помощи пластилина самый простой, когда у детей ещё нет навыка работы с природным материалом; склеивание- сложный и более прочный способ соединения частей игрушки; при помощи веточек, спичек, палочек( потребуется шило) , а для навыка работы с инструментом на начальном этапе обучения умению пользоваться шилом нужно брать мягкие плоды(шиповник, мак).Можно соединять нитками, проволокой. Прикрепляют готовые игрушки к подставке способом приклеивания или пластилином. Лакируют для привлекательности игрушки и её прочности. Лакировку делает взрослый! Окраску делают гуашевыми красками. Игрушки из природного материала хрупки, легко разрушаются. Хранить их надо под стеклом на уровне глаз ребёнка. Дети, рассматривая свои поделки и радуются успехам в труде.
Педагогическая мастерская.
Изготовление игрушки из природного материала.
«Плывёт, плывёт кораблик!»
Цель: формировать у детей интерес, желание к изготовлению игрушек из природного материала по образцу.
Задачи:
Образовательные- закрепить знания детей о геометрических фигурах(круг, квадрат, треугольник), основных цветов и оттенков,счёт до 6; активизация словаря.
Развивающие- развивать память, мышление, внимание, воображение детей.
Познавательные-расширять представления детей о различных явлениях.
Воспитательные- воспитывать любовь к родной природе и интерес к ручному труду.
Методы и приёмы: показ, объяснения, вопросы, игровые.
Предварительная работа: сбор природного материала, фото, схемы-чертежи,рисунки, чтение художественной литературы, стихи, загадки, потешки.
Материал и инструменты: скорлупа грецкого ореха, веточки, листья (зубочистки и бумага квадратной или треугольной формы 7-5 см)
Ход работы
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? А вы умеете делать игрушки из веточек, листьев, камней? Давайте посмотрим на картинки и рисунки, расскажите какое время года изображено. А что у меня лежит на столе? Возьмите в руки ,потрогайте, рассмотрите(грецкие орехи, веточки, листья,зубочистку, бумагу(квадрат))!
Дети: ответы.
Воспитатель: Скажите какой формы скорлупа, листики,бумага? А на ощупь?
Дети: ответы.
Физкультминутка
От зелёного причала оттолкнулся пароход,
встать
Он шагнул назад сначала,
шаг назад
А потом шагнул вперёд,
шаг вперёд
И поплыл, поплыл по речке,
движения руками
Набирая полный ход.
ходьба на месте
Воспитатель: А теперь я покажу вам как делать кораблик. Посмотрите и рассмотрите из каких частей он состоит, какой материал для его изготовления я использовала. Беру скорлупу, прилепила во внутрь кусочек пластилина. А веточкой проткнула листик в виде паруса(с помощью воспитателя). Теперь соединяю скорлупу-корпус с веточкой-парусником. Кораблик готов.Второй кораблик предлагаю изготовить из скорлупы, пластилина, зубочистки,бумажного треугольника.Для изготовления треугольника нам потребуется квадрат и ножницы,квадрат складываем по диагонали,по сгибу нужно прогладить пальчиком, беру ножницы в правую руку,раскрываю квадрат и по образовавшейся линии разрезаю ножницами квадрат на треугольники.Ножницы убераю в коробочку.
После завершения работы воспитатель предлагает сосчитать каждому ребёнку количество корабликов(2),количество парусов(2),мачт(2),палуб(2),общее количество деталей.
Физкультминутка
Широка река
(руки в стороны)
Высоки берега!
(руки вверх)
Воспитатель: Выносит таз с теплой водой-это наша река, а сейчас мы с вами поиграем с нашими корабликами и посмотрим, как они плавают. Чтобы наши кораблики плавали быстрее мы подуем на парус. Как ветер дует? Давайте произнесём(в-в-в-в-).
Рефлексия. Дети вам понравилась наша игра? А кораблики? Мы с вами большие молодцы!