Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации
ребёнка в детском саду

Войнова Марина Витальевна

Серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в детский сад. Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Условия детского сада специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Перестройка имеющихся динамических стереотипов ребенка приводит к определенному нервному напряжению, в результате которого происходят изменения не только в вегетативной регуляции, но и нарушается эмоциональное состояние ребёнка, а также и его поведение, причем, чем внезапнее изменяется окружающая среда, тем серьезнее сдвиги в эмоциональном состоянии малыша. Сгладить негативное влияние такого перехода, на мой взгляд, призвана народная мудрость, народный фольклор. Говоря о ценности народной педагогики в воспитании детей современные исследователи отмечают её терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное творчество близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения и радости, что создает эмоционально благоприятную среду для ребёнка. Слушая и участвуя в произведениях фольклорного характера, ребёнок отвлекается от грустных мыслей, обид, печальных событий. Его веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.  Ценность фольклорных произведений обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью, а также другими жанровыми особенностями – речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение. Активизирующее воздействие оказывает, во-первых, речевой звуковой поток. Во-вторых, очевидно активизирующее звуковое воздействие повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте малых фольклорных форм (например, «баю, баю, баю, бай! », «а качи-качи-качи! », «тили-тели, тили-тели! » и др.) . Известно, что ребенок уже в пренатальном периоде развития слышит звуки колыбельных песен, потешек и поговорок, сказаний, которые напевает ему заботливая мама. Родившись, он продолжает слушать произведения музыкального народного творчества. Теперь он узнает их и приобщается к культуре народа. Фольклор является, по сути дела, естественной средой, в которой малыш находится и развивается. Она понятна, знакома и ясна ему. Вот почему при поступлении в деьский сад и при обеспечении более быстрого перехода к новым социальным условиям важно продолжать формировать естественную, эмоционально-благоприятную среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и уютно. И этого можно добиться благодаря средствам приобщения, введения в практику детского сада и семьи малых форм фольклора. Народное поэтическое слово, предназначенное ребёнку, необходимо не только ему, но и взрослому, чтобы выразить  свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Этот конь богатырь для Алеши-удальца», «Маша черноброва» и т. д.) . Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений, они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких – народная дидактика, школа материнства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»