Методическое сопровождение воспитателя ДОУ
по обогащению игровой деятельности воспитанников
Комплексный подход к планированию формирования игрового опыта детей
Шамахова Марина Борисовна
Из истории педагогики известно, что мастерство игры передавалось ребенку от уже умеющего играть старшего ребенка в семье, во дворе. Дети естественным образом втягивались в мир игры. В современных условиях большого города дети лишены свободного межвозрастного общения. Таким образом, основная роль по формированию игрового опыта ребенка ложиться на педагога образовательного учреждения и родителей.
Первый этап - это обогащение жизненного опыта детей.
Формами работы с детьми могут быть экскурсии выходного дня, просмотр фотографий и иллюстраций, чтение книг, беседы о профессиях; совместный труд с взрослым и продуктивные виды деятельности.
Второй этап – это обогащение игрового опыта детей. Воспитатель стремиться развить умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры. В совместной деятельности с дошкольниками педагоги используют дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные игры. Они должны быть близки по персонажам, содержанию к планируемой сюжетно-ролевой игре. Вместе с тем воспитатель стремиться передать свой игровой опыт в процессе общения с ребенком. Педагог берет на себя главную роль и учит ставить интересную воображаемую цель, показывает новые приемы отображения действительности. Взрослый создает проблемную ситуацию, направленную на сюжетосложение и учит детей комбинировать знакомые игры. Дети двигаются за воспитателем и учатся брать на себя разные роли. Игры такого обучающего характера вызывают интерес и эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны, сюрпризности и занимательности. Обучающие игры – это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми по конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому.
Третий этап - активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр. Воспитатель способствует развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения, развивает у детей навыки общения с взрослым и сверстниками. Воспитатель берет на себя роль и приглашает к игре детей. Взрослый ведет диалог и привлекает ребенка к цепочке последовательных действий необходимых для игры. Полезно разработать и написать примерные сценарии, алгоритм обучающих игр и включить в него проблемную ситуацию, профессиональные слова и действия. Этот алгоритм может измениться по замыслу играющих детей. Проблемные ситуации могут быть направлены на развитие игровых действий с педагогом, сверстниками, игрушками. Таким образом, игровая деятельность дошкольников протекает в усложняющихся проблемных ситуациях, опирающихся на их практический и игровой опыт. У воспитателя есть возможность наблюдать и анализировать умения детей.
Четвертый этап - создание развивающей предметно-игровой среды. Следует создать условия для самостоятельных игр, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.
Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек, игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, полученные при знакомстве с окружающим, в обучающих играх, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам ее реализации и воспроизведения действительности.
Воспитатель меняет предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта детей:
- сюжетные игрушки - предметы-заместители – воображаемые предметы;
- подсказывающие развернутые сюжетные ситуации – измененные сюжетные ситуации – самостоятельная организация предметно-игровой среды детьми. Педагог привлекает детей к:
- совместному изготовление игрушек, ролевых атрибутов, маркеров пространства;
- изменению игровой среды на основе общего замысла;
- совместному составлению алгоритмов игры (старший дошкольный возраст);
- решению игровых проблем, направленных на мотивацию детей к игре.
- использованию предметов – заместителей
Комплексный подход к планированию формирования игрового опыта детей включает в себя и умение родителей поддерживать и развивать творческие игры ребенка. Воспитатели привлекает родителей к непосредственному участию в играх детей, приглашает их на «День игры». В вечерний отрезок времени откликнувшиеся мамы и папы берут на себя роль, учат детей определенным игровым действиям, т.е. передают ребенку свой игровой опыт. Вместе с тем родители осознают важность игровой деятельности для дошкольника. Наряду с этим воспитатель может оформить стенгазету «Игры наших детей», предложить для просмотра взрослым фотоальбом «Мы играем». При поддержке родителей можно организовать пешие прогулки к ближайшей стройке, экскурсии выходного дня. Чтение рекомендованной литературы обогатит детские игры новыми идеями.
СПб
2016 год