Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическое сопровождение воспитателя ДОУ
по обогащению игровой деятельности воспитанников

Комплексный подход к планированию формирования игрового опыта детей

Шамахова Марина Борисовна

     Из истории педагогики известно, что мастерство игры передавалось ребенку от уже умеющего играть старшего ребенка в семье, во дворе. Дети естественным образом втягивались в мир игры. В современных условиях большого города дети лишены свободного межвозрастного общения. Таким образом, основная роль по формированию игрового опыта ребенка ложиться на педагога образовательного учреждения и  родителей.

Первый этап  - это обогащение жизненного опыта детей.

Формами  работы с детьми могут быть экскурсии выходного дня, просмотр фотографий и  иллюстраций, чтение книг, беседы о профессиях;  совместный труд с взрослым и продуктивные виды деятельности.

Второй этап – это обогащение игрового опыта детей. Воспитатель стремиться развить умение детей переводить жизненный опыт  в условный план игры. В совместной деятельности с дошкольниками педагоги используют   дидактические,  подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные игры. Они должны быть близки по персонажам, содержанию к планируемой сюжетно-ролевой игре. Вместе с тем воспитатель стремиться передать свой игровой опыт в  процессе  общения с ребенком.  Педагог берет на себя главную роль  и учит ставить интересную воображаемую цель, показывает новые приемы отображения действительности. Взрослый создает  проблемную ситуацию, направленную на сюжетосложение  и учит детей комбинировать знакомые игры.  Дети двигаются за воспитателем и учатся брать  на себя разные роли. Игры такого обучающего характера вызывают интерес и эмоционально  захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны, сюрпризности и занимательности. Обучающие игры – это своеобразная форма передачи игрового  опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми по конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому.

Третий этап - активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр.   Воспитатель способствует развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения, развивает  у детей навыки общения с взрослым и сверстниками. Воспитатель берет на себя роль и приглашает к игре детей.  Взрослый ведет диалог и привлекает ребенка к цепочке последовательных действий необходимых для игры.  Полезно разработать и написать примерные сценарии, алгоритм обучающих игр  и включить в него проблемную ситуацию, профессиональные слова и действия. Этот алгоритм может измениться по замыслу играющих детей.  Проблемные ситуации могут быть направлены на развитие игровых  действий с педагогом, сверстниками, игрушками. Таким образом, игровая деятельность дошкольников протекает в усложняющихся проблемных ситуациях, опирающихся на их практический и игровой опыт. У воспитателя есть возможность наблюдать и анализировать умения детей.

Четвертый этап - создание развивающей предметно-игровой среды.  Следует создать условия для самостоятельных игр, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек, игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, полученные при знакомстве с окружающим, в обучающих играх, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам ее реализации и воспроизведения действительности.

Воспитатель меняет предметно-игровую  среду с учетом практического и игрового опыта детей:

- сюжетные игрушки   -   предметы-заместители   –   воображаемые предметы;

- подсказывающие развернутые сюжетные ситуации – измененные сюжетные ситуации – самостоятельная организация предметно-игровой среды детьми. Педагог привлекает детей к:

- совместному изготовление игрушек, ролевых атрибутов, маркеров пространства;

- изменению игровой среды на основе общего замысла;

- совместному составлению алгоритмов игры (старший дошкольный возраст);

- решению  игровых проблем, направленных на мотивацию детей к игре. 

- использованию предметов – заместителей 

Комплексный подход к планированию формирования  игрового опыта детей включает в себя и умение родителей поддерживать и развивать творческие игры ребенка. Воспитатели привлекает родителей к непосредственному участию в играх детей, приглашает их на «День игры». В вечерний отрезок времени откликнувшиеся мамы и папы  берут на себя роль, учат детей определенным игровым действиям, т.е. передают ребенку свой игровой опыт. Вместе с тем родители осознают важность игровой деятельности для дошкольника.  Наряду с этим воспитатель может оформить стенгазету «Игры наших детей», предложить для просмотра взрослым фотоальбом «Мы играем».  При поддержке родителей можно организовать пешие прогулки к ближайшей стройке, экскурсии выходного дня. Чтение рекомендованной литературы обогатит детские игры новыми идеями.

СПб

2016 год

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»