Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание патриотизма у дошкольников
через изобразительное искусство в народном творчестве

Найденова Екатерина Александровна,
воспитатель 1 категории ГБДОУ детский сад №44
Калининского района Санкт-Петербурга

Патриотизм - ( греч.- земляк, соотечественник, любовь к родине) глубокое чувство любви к Родине, готовность служить ей, укреплять и защищать её.

Детство - один из наиболее важных этапов в жизни человека. Становление его как гражданина происходит  в самый нежный и чувственный период жизни. Многие исследователи справедливо утверждают, что все, чем богат человек, степень его культурной и духовной идентичности, нравственно-патриотической ценности и личностные смыслы во многом детерминируются «cлоем детского сознания».[1]

Ребёнок сам познаёт и принимает многообразие внешнего мира. Но способность  оценивать его разумную жизнь бережно и гуманно взаимодействовать с ним рождается благодаря усилиям взрослых- родителей, педагогов и тех, кто оказывается рядом с ребёнком в каждый миг его  жизни. Для каждого человека естественно желание гордится  своими родителями, а так же народом, к которому он принадлежит. Поэтому очень важно воспитывать у детей здоровый патриотизм.

 Приоритетной задачей воспитательной работы в последние годы является гражданско- патриотическое воспитание и формирование навыков толерантности, приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям. Идея патриотизма, приобретая всё большее общественное значение  становится задачей государственной важности. Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается  стремление человека к добру, любви, красоте, истине.

Постижение и осмысление в детстве этих вечных ценностей  жизни определяет в последствии тип личности- созидательный или разрушительный, способный или неспособный жить в мире людей в согласии, сотворчестве, содействии. Именно содержание нравственно-патриотического и духовного воспитания формирует у человека смысл собственной жизни, назначение в обществе, в своей семье, социальном пространстве взрослых.

Понятие» Патриотизм» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. С.И Ожегов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.Я. Бакланов писал, что это «…не доблесть , не профессия, а естественное человеческое чувство». Понятие «Патриотизм» включает в себе любовь к родине, к земле на которой родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста- понятие широкое. В его основе лежит формирование нравственных чувств ,и наше дошкольное образовательное учреждение уже много лет работает в данном направлении .Целью нашей работы является воспитание гражданина и патриота своей страны, а так же формирование нравственных ценностей, создание среды, способствующей гражданско-патриотическому воспитанию, ориентирование родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Учитывая специфику дошкольного возраста и трудность восприятия темы патриотизма, самым понятным и доступным для детей способом раскрытия этой темы является изобразительное искусство. Оно должно помочь детям легче понять народное творчество и получить первоначальное патриотическое воспитание.

С давних пор дошкольная педагогика придаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Ещё в 1863 году в Санкт-Петербурге известный педагог второй половины 19 века А.С. Симонович, вместе со своим мужем основала первый детский сад ( день открытия этого детского сада теперь отмечается как День дошкольного работника).В работе своего детского сада она использовала элементы фрёбелевской системы: вводила занятия, цель которых- приобщить детей к народной культуре.(3)

В современном мире это тем более актуально, так как наши дети растут в эпоху всеобщей компьютеризации, окруженные различными  «гаджетами», и эта окружающая действительность, особенно в городе, не даёт возможности реального приобщения детей к народной культуре. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим  личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относится  к старинным праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, накопленных многовековой историей Руси. Интерес к фольклору и декоративно-прикладному искусству-это проявление интереса к культуре и истории своей страны, к жизни народа в разные времена, его самобытности, мечтам, творениям.

Дошкольный возраст отличается большой восприимчивостью. Совместная деятельность  по знакомству с изобразительным искусством в народным творчестве и знакомством с русской культурой вообще, отличаются от других видов деятельности ,так как предполагают следующее:

- непосредственное общение воспитателя с ребёнком

-объединение детей и взрослых в творческий коллектив, проявление искренней заинтересованности в результатах друг друга

- совместную интересную творческую деятельность: рисование, лепку, роспись

-знакомство с русскими народными праздниками, традициями и обычаями, связанными с этими праздниками

-воспитание уважения к труду народных умельцев, понимание традиционности образов, узоров, орнаментов, их связи с обычаями и традициями русского народа

-активное участие детей и взрослых в оформлении выставок совместных работ

-реализацию творческого потенциала и воспитателя и ребенка в различных видах деятельности

- формирование гражданской позиции с раннего возраста, понимания собственной принадлежности к русскому народу.

В соответствии с ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия  и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятия и реализацию самостоятельной творческой  деятельности детей.

Формирование всесторонне развитой личности начинается с младенчества. Дети дошкольного возраста могут воспринимать от пяти и более форм предметов и от семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве и у них уже развито воображение. Поэтому такой продуктивный вид деятельности как рисование, является для дошкольника обязательным этапом развития его как личности. Благодаря этому виду деятельности развиваются внимание, воображение, память, эстетическое восприятие. Дети получают культурное, интеллектуальное и патриотическое развитие. Очень важно ознакомить детей с народной живописью. Она способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они- часть великого русского народа. Народное искусство образно, красочно и доступно детскому пониманию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту  окружающего мира.

В ходе совместной образовательной деятельности по ознакомлению с хохломской, жостовской, городецкой, гжельской росписью, а так же гончарным промыслом, у детей формируются  представления об общественной значимости труда мастера прикладного искусства, обогащается словарный запас, так как ознакомление с каждым видом росписи сопровождается чтением чистоговорок, пословиц, поговорок (с объяснением их смысла).

 Работа  по ознакомлению дошкольника с декоративно-прикладным искусством проходит в четыре этапа:

-знакомство с историей данного искусства, рассматривание предметов, иллюстраций, выделение цветовых приёмов, основных элементов росписи( ягоды, цветы, круги и т.д.)

-рисование простейших элементов росписи ( круг, круг в круге, скрещенные волнистые линии и т. д.)

-составление узора с учётом приобретённых навыков на бумаге

-нанесение народной росписи на бумагу, бумажные формы предметов    (тарелка, чайник, ложка и т.д.).

Исходя из всего вышесказанного ознакомление с народным декоративно- прикладным и изобразительным искусством охватывает практически все области развития: познавательную, художественно-эстетическую, речевую, социально-коммуникативную.

 По итогам совместной образовательной деятельности обязательно должны проводиться выставки детских работ, что даст ребёнку дополнительный стимул к творчеству, интерес к национальным истокам, положительные эмоции, уверенность в себе.

В заключение хотелось бы привести слова академика Дмитрия Сергеевича  Лихачева:  « Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, музыке, живописи. Народные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний».

 

 

1-Флёбер Фридрих Вильгельм (1782-1852)-немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия « детский сад»

2-Ожегов Сергей Иванович (1900-1964)-советский лингвист, автор «Толкового словаря русского языка»

3-Бакланов Григорий Яковлевич (1923-2003)-советский, русский писатель

 

Список литературы:

  1. Эльконин Д. Б. Развитие личности ребёнка-дошкольника// Психология личности и деятельность дошкольника М. 1969. (С254-292)
  2. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения//Сборник материалов XL Международной  научно-практической конференции Новосибирск. 2014.
  3. Савченко В.И. Авторизованная программа « Программа нравственно-патриотического духовного воспитания дошкольников»// Издательство «детство-пресс» СПб 2013.
  4. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством// Издательство «детство-пресс» СПб 2013

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»