Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста

Гаврикова Анна Михайловна
Особенностями личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста являются:
  • Создание единой эмоционально-чувственной основы процесса взаимодействия
  • Постоянное «обращение к ребенку», в виде его «аффективного понимания» и способности воспитателя встать на позицию ребенка и действовать с нее.
  • Изменение воспитателем своего поведения в соответствии с реакцией детей.
  • Обмен действиями между субъектами педагогического процесса с целью познания друг друга и оказания взаимодействия.
  • Проявление мотивационно-ценностных ориентаций педагога, определяющие его профессиональную направленность как комплекс психологических установок на работу  с детьми, включающих интерес и любовь к ним.
  • Обеспечение ведущей роли педагога, который одновременно организует совместную деятельность, в виде «сотворчества» педагога и ребенка, и участвует в ней, что порождает комплекс личностных проявлений обоих субъектов воспитательно-образовательного процесса. 
«Воспитатель должен сам создать свою технику воспитания применительную к индивидуальным условиям данной обстановки и к личности своей и воспитанника»
Замечательный педагог и психолог П.П. Блонский
Этапы развития педагогического взаимодействия
  1. Установление психологического контакта, развитие совместных действий.
    • Чувство принятия и симпатии
    • Доверие друг к другу
    • Эмоциональное сопереживание
    • Взаимопонимание
    • Согласованность взаимодействий
Взрослый в общении с детьми придерживается положения «не рядом, не над ребенком, а вместе». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Физический контакт для установления позитивного коммуникативного взаимодействия.
При организации коллективной совместной деятельности педагог дает возможность каждому ребенку проявить себя, рассказать то, что он умеет, что он знает, позволяя детям поспорить, обменяться опытом и понять, что существуют разные мнения и способы решения поставленной задачи.
Проявляя желание высказаться (я хочу), дети научаются управлять эмоциями, регулируя эмоциональные переживания.
Обмен опытом эмоционально-личностных отношений и создание мотивации, эмоционального настроя для дальнейшей совместной деятельности.
Реализация вербальных и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, контакта глаз и т.д., создание условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющих ребенку проявлять собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
  1. Развитие эмоционально-личностных отношений между педагогом и ребенком
  • Понимание ребенка
  • Принятие его
  • Признание проблем ребенка
  • Помощь в решении проблем
Использовать:
- авансирование
- предвосхищение оценки
- психологическая защита
  • Проявляем любовь, заботу и искренность
  • Сознательно подчеркиваем достоинства ребенка
  • Создаем эмоционально-положительное пространство
  • Снимаем страх ошибки у ребенка
  • Относимся к неудачам ребенка с юмором, не концентрируем на них внимание, определяем пути их преодоления.
На втором этапе взрослый создавая проблемные ситуации стимулирует познавательную деятельность детей, предоставляя каждому ребенку право выбора.
Предоставляя детям свободу выбора, педагог вместе с ними выбирает путь решения проблемы.
Дети развивают в себе способности преодолевать трудности, препятствия, приобретают не только желания, но и мнения.
Косвенное воздействие или прием опосредованного воздействия через игру, сказку, песню, музыку, игрушку, кукольный персонаж.
Педагог прогнозирует позицию взаимодействия с детьми, отношение к себе детей, учитывает их ожидания, мотивы и изменяет свое поведение или деятельность в зависимости от этого.
  1. Формирование гармоничной системы отношений
Воспитатель приобретает:
  • Самоизменение личности воспитателя
  • Снижение внутренней конфликтности
  • Приобретение умения становиться «на позицию» ребенка
  • Эмоциональное принятие ребенка
  • Полное исключение возможности нанесения ребенку душевных травм
  • Вера в личностное развитие ребенка
Для ребенка реализуется:
  • Потребность во взаимодействии со взрослым
  • Потребность общения со взрослыми и сверстником
  • Осознание собственных действий и действий воспитателя по отношению к себе
  • Рефлексия своих личностных проблем и проблем воспитанников
Третий этап – это взаимодействие с детьми в разнообразных ситуациях, здесь ребенок упражняет свои силы, овладевает навыками.
Педагог
  • создает различные по содержанию ситуации, в которых ребенок должен использовать усвоенные способы деятельности и проявлять способности ориентироваться в незнакомых ранее условиях. Ориентация ребенка возможна, если он ее осмыслит.
  • разрешает противоречия, возникающие в силу несовпадения позиций, точек зрения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»