Сказка - средство речевой активности детей
с нарушением речи
Бирюкова Людмила Константиновна
Каждая новая сказка-это новые переживания,новые откровения для детей. Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка,особенно народная,вполне доступна маленькому ребенку,близка его мышлению,представлению.
Сказки вводят ребенка в мир животных,наделенных характерами свойственными человеку:они умеют думать ,говорить. У ребенка не вызывает недоумения живой,веселый колобок или печь,которая говорит человеческим голосом.
В обучении детей с нарушением речи необходимо использовать доступные образы литературных произведений. При этом играют важную роль произведения фольклора (устное народное творчество ),как малые формы-пословицы,поговорки,потекши,загадки,так и более крупные-сказки. У детей с выше названным диагнозом наибольшие затруднения возникают при :
-самостоятельном определении главных свойств и признаков при рассматривали какого бы то ни было предмета или персонажа;
-удержании в памяти последовательного диалога между персонажами. Допускают многочисленные ошибки:в произношении,в согласовании прилагательных,местоимений .
Учитывая вышеизложенное,я пришла к выводу,что применять в работе устное народное творчество,а именно через сказку можно достичь желаемого результата.
Начала работу с того,что разделила сказки на несколько групп:
-сказки о животных;
- сказки о взаимодействии людей и животных;
- волшебные сказки;
- сказки страшили.
Детям до 4,5-5лет наиболее понятны и близки сказки,которые относятся к 1-й и 2-й группам- о животных и взаимодействии людей с животными. Детям 5-6 лет более доступны и интересны волшебные сказки. Именно через сказки я могу достичь желаемого результата от детей:
-развитие связной речи;
-развитие творческого мышления;
-развитие фантазии и воображения;
-умения выражать свои мысли;
- развитие памяти и внимания;
-развитие способности слышать себя и слушать другого,следить за ходом мыслей своего товарища;
-сплочение группы.
Одного желания недостаточно,необходимо прежде всего предъявить некоторые требования к себе:
-стараться читать или рассказывать сказку в простой,разговорной манере;
-выделять голосом противопоставления добро-злу,ум-глупости;
- о положительных героях говорить в ласковых,одобрительных интонациях,об отрицательных героях-с интонацией осуждения,негодования,возмущения;
-обращать внимания на зачины в сказках (жили-были,давным-давно,в некотором царстве и т.д.)
-конец сказки рассказывать с интонацией удовольствия,похвалы.
-при чтении обращать внимание на слова повторы :(ждал-пождал,затужил-заплакал).
-делать упор на прозвище героя.
Хочу взять на себя смелость и утверждать,что русская народная сказка или сказка написанная автором-по природе своей тяготеет к тому,чтобы их рассказывали. Именно так родились сказки,так они живут до сих пор в передаче рассказчиков. Ведь обычно рассказчик,рассказывал сказку,говорит от себя,как свидетель событий происходящих в сказке,а в заключении говорит,например:" И я там был мед,пиво пил"и так далее,как бы подтверждая достоверность рассказанных событий.
Нельзя заранее сказать ,сколько понадобиться занятий для восприятия и запоминания сказки-это зависит от уровня развития детей,от их настроения,а также от сложности выбранной нами сказки. Нельзя требовать от детей ,чтобы они пользовались выше упомянутыми выражениями,или запоминали их,уже хорошо то,что ребенок улавливает связь с произнесенными словами воспитателя соотнося их со своими действиями.
Для лучшего усвоения и запоминания сказок,необходимо создать уголок русского быта,где дети будут прослушивать сказки,проводиться беседы,игры,чаепития.
Продолжая работу в этом направлении, это и будет одним из действенных средств развития речи детей.
Литература,используемая над темой:
1. А.П.Усова "Русское народное творчество в детском саду"Изд.Просвещение М.1972г.
2.Диссертация Алиевой Суры АликперКизы "Сказка - как средство развития родной речи
детей старшего дошкольного возраста"Баку,1995г.
3.Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. С-Петербург "Детство" Пресс 2001г.
4.Справочник старшего воспитателя N9 сентябрь 2012г.