Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста

Кокарева Юлия Александровна,
воспитатель ГБОУ школа №655 отделение ДОД
Приморского района Санкт-Птербурга

Игры с песком для детей дошкольного возраста – это не просто увлекательный игровой процесс, но также и естественная природная среда, в которой гармонично создаются благоприятные условия для развития творческого потенциала и познавательной сферы детей, активизации эмоциональных резервов, оказания терапевтического эффекта. Именно поэтому песочную терапию с успехом применяют в дошкольных образовательных учреждениях.

Формирование концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

Как считал Ж.Пиаже (1951), игра – это основной способ развития детей дошкольного возраста. К.Юнг писал, что «фантазия – это в первую очередь творческая деятельность, отвечающая на все вопросы, ответы на которые найти невозможно: она – мать всех возможностей, и в ней жизненно соревнуются наравне со всеми психологическими противоположностями, внутренний и внешний миры» [6]

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт–Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Для проведения психолого-педагогических игр и занятий с детьми дошкольного возраста психологи и педагоги используют «педагогическую песочницу» (впервые термин использовала Н.А. Сакович) [4]

С помощью песка в песочнице можно рисовать песочные картины, создать миниатюры реального мира, выдумать различные истории, передавая ребенку таким образом знания и жизненный опыт, знакомя с событиями и законами окружающего мира. К. Юнг писал: «Часто руки знают, как разгадать загадку, с которой разум не смог справится» [7] Рисование на песке связывает знакомые образы с ощущением получаемого удовольствия. При этом результат не является целью - цель заключается в самом процессе творчества. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность, так как все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно и безопасно, где ему все близко и понятно. Песочница с ровным песком привлекает детей гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги, а нетронутая поверхность песка побуждает к свободному и нестандартному творчеству. Именно поэтому рисование на песке также является оптимальной методикой и при обучении письму. [3]

В работе с детьми дошкольного возраста песочная терапия имеет целый ряд возможностей, она:

·     Формирует образ целостного, сильного и здорового «Я» ребенка;

·     Обеспечивает равновесие между внутренними потребностями ребенка и внешним социальным миром;

·     Делает возможной работу с психологическими травмами личности;

·     Помогает ребенку почувствовать негативные и позитивные эмоции;

·     Успокаивает и обеспечивает эмоциональную разрядку;

·     Помогает стимулировать поведенческую активность личности;

·     Учит проявлять свои фантазии, страхи, желания в безопасных условиях песочной терапии;

·     Активизирует возможность контроля своих внутренних переживаний;

·     Гармонизирует общее психоэмоциональное состояние;

·     Снижает тревожность;

·     Способствует формированию у ребенка ощущения структурированности границ собственного поведения.

Помимо терапевтического воздействия, в песочнице проводят коррекционные занятия [5]:

·     На развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

·     Стимулирующие вербальную и невербальную активность в процессе игры;

·     Формирующие навыки позитивной коммуникации;

·     На развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка, а именно тактильно-кинестетической чувствительности.

Песочное поле также эффективно используется и в контексте сказкотерапии. Таким образом, сказочный сюжет переносится в песочницу и разворачивается в реальном времени, а ребенок становится либо автором нового мира, либо активным действующим персонажем, что позволяет ему «примерить» на себя и прожить различные социальные роли, понять мотивы поступков и интересы других людей.

Основные принципы игр на песке: [2]

1.     Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход

2.     «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем

3.     Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Приведенная таблица поможет педагогам и психологам в моделировании игр-сказок с применением песочного поля. [1]

Этапы игры

Средства

Стиль поведения взрослого

1. Введение в игровую среду

Установка на внимательное слушание и активное участие (присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний)

Доверительный стиль общения, внимательное отношение к каждому ребёнку, диалог с каждым, сниженный тон голоса, суггестивный характер высказываний

2. Знакомство с игрой и ее героями

Прослушивание начала сказки. Истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, леса), что требует по сюжету игры, заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.)

Позиция «отстраненного рассказа», доброжелательного и мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства

3. Моделиро-вание конфликта, трудностей

Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.)

Создание ситуаций, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем, используя фигурки и куклы

4. Выбор помощи

Обращение ребенка за помощью: Что будет с жителями страны? Что же делать? Сможешь ли ты помочь? Только ты, с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны

Взрослый – заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход вместе с ребенком. Взрослый убеждает, подбадривает, вселяет веру в ребенка, указывать на потенциальные возможности ребенка

5. Борьба и победа

Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь – они мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочной страны. Именно сейчас дети выступают творцами: восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строят так, чтобы в новой стране всем было удобно. Усиливается успешный опыт, детям благодарны все сказочные существа

Он поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится, искренне восхищается ребенком, благодарит его за выдумку, доброту

6. Утверждение победы.

Спонтанное продолжение игры, когда происходит празднование победы

Взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникали в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию и пр.

7. Перспектива дальнейших приключений.

Рассказ о последующих играх, приключениях

Взрослый пытается заинтриговать ребёнка

 

Список используемой литературы:

1.     Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.

2.     Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии»,  Речь СПб, 2005

3.     Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный  перевод с англ.] - М: ИНТ, 2010 - 94 с: ил.

4.     Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2008. — 176 с.

5.     Татаринцева T. Развитие познавательной сферы детей с помощью техник песочной терапии.  – Дошкольный психолог №6(47) июнь 2013

6.     Юнг К. Г. Психологические типы: [Електронний ресурс] // Библиотека психолога // Режим доступу: http://psy-lib.org.ua/lichnost/12-psy-tupe.html

7.     Юнг К. Г. Трансцендентальная функция: [Електронний ресурс] // Центр Аналитической Психологии // Режим доступу: http://psycho.org.ua/pap51.htm

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»