Наглядно-образное мышление в структуре
мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста
Пестерева Лилия Хайрулловна
Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех-семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического, практического манипулирования объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).Отсутствие у дошкольников понятий наиболее отчетливо обнаруживаются в следующих экспериментах швейцарского психолога Ж. Пианже (Гальперин, Эльконин, Запорожец 1967:с.53). Детям в возрасте около семи лет показывают два совершенно одинаковых и равных по объему шарика, сделанных из теста. Они внимательно разглядывают оба предъявленных предмета и говорят, что они равны. Затем на глазах у испытуемых один из шариков превращают в лепешку. Дети сами видят, что к этому расплющенному шарику не прибавили ни одного кусочка теста, а просто изменили форму. Тем не менее, испытуемые считают, что количество теста в лепешке увеличилось. Дело в том, что наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, и потому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета. Думая об этой лепешке, дети смотрят на нее и видят, что на столе она занимает больше места (большее пространство), чем шарик. Их
мышление, протекающее в форме наглядных образов (следуя за восприятием), приводит к выводу, что в лепешке теперь больше теста, чем в шарике.
Взрослый человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий. Например, анализ и обобщение того или иного исторического события могут быть сделаны по-разному. Существует строго научное, историческое описание блокады Ленинграда. Есть достаточно широко известное художественное произведение А. Чаковского «Блокада». Это же историческое событие отражено в Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Вероятно, в последующих двух случаях и можно говорить о том, что здесь действительность отражена в образной форме. В той мере, в какой эти образы обобщенно отражают сущность событий, они являются продуктом образного мышления, а не только актами непосредственного восприятия (Хрестоматия по общей психологии 1981: с.201).
Размышляя о своей творческой деятельности, известный русский писатель И.М. Гончаров как–то заметил: “Лица не дают покоя, пристают, позируют в сценах, я слышу отрывки из разговоров и мне часто казалось, прости господи, что я это не выдумываю, а что это все носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться” (Гончаров 1968: с.685). Подлинно художественные литературные произведения, классические музыкальные произведения, лучшие творения живописи и скульптуры отражают сущность объективной действительности достаточно полно, глубоко и обобщенно. Английскому художнику Д. Рейнольдсу для создания портрета нужен был только один сеанс с оригинала. В дальнейшем он работал по памяти.
Значение наглядно–образного мышления в том, что позволяет человеку многогранно и разнообразно отражать объективную действительность.
На примере такого направления в искусстве, как абстракционизм, можно достаточно четко увидеть, как обедняется отражение мира человеком при исключении специфических образных средств. При всем многообразии этого направления суть его остается одна: замена образа более или менее удачно подобранным символом, а это и обедняет выразительные средства искусства.
В целом же ряде других случаев схематическое и символическое отражение действительности оказывается весьма продуктивным и позволяет достаточно точно и обобщенно отразить действительность. Можно сослаться на такие примеры, как решение сложных производственных задач методом граф (графики сетевого планирования), различных топографических задач, решение различных конструктивно-технических задач путем их графического изображения и т. д.
Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие оперирования образами различной степени обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями (Бодалев 1978: с.100).