Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ершова Нина Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории, ГБДОУ детский сад №18, Кировского района, города Санкт-Петербурга;

Соколова Людмила Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории, ГБДОУ детский сад №18, Кировского района, города Санкт-Петербург.


 

Семья и дошкольное учреждение – два важных фактора в жизни маленького человека. В семье воспитание и развитие ребёнка осуществляется постоянно, начиная с его рождения, и строится оно на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. В этом особая значимость семьи в жизни малыша.

В семье происходит становление характера ребёнка, формирование его отношения к окружающему миру, первые навыки общения. Семья обеспечивает важнейшие потребности маленького человека – потребности в признании, любви, эмоциональной защищённости.

Не менее важную роль в дошкольном детстве малыша играет и детский сад. Мы – педагоги дошкольного учреждения ближе всего стоим к проблемам ребёнка, к проблемам воспитания его в семье.

В детском саду малыш приобретает умение и опыт взаимодействовать со взрослыми и детьми, у него формируются различные практические навыки: трудовые, культурно-гигиенические, игровые и двигательные, ребёнок учится организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет тесное взаимодействие семьи и детского сада.

Для того, чтобы семья и детский сад стали ближе друг к другу нужна атмосфера доброжелательности, взаимопонимания, уважения к личности ребёнка, тесный контакт с родителями по всем вопросам воспитания и обучения. Все это благоприятствует гармоничному развитию дошкольника, помогает ему легко адаптироваться в детском саду, комфортно пребывать в детском коллективе.

Вот уже много лет мы работаем на логопедической группе. В работе с детьми в этой группе есть свои особенности: ребёнок приходит в группу с нарушением речи, что порой, само по себе, затрудняет его общение со сверстниками и взрослыми, Как правило, дети проводят в этих группах один, два года, и за этот короткий срок мы должны, в интересах полноценного развития наших дошкольников, объединить свои усилия для плодотворного взаимодействия по всем вопросам физического и психологического развития, воспитания и обучения.

Поэтому нам стала интересной работа по следующей теме: «Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй в логопедической группе».

В первую очередь мы поставили перед собой задачу сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, а чтобы педагоги, дети и родители чувствовали себя одной семьёй.

Строили свою работу на индивидуальном подходе к ребёнку и знании его психического и физического здоровья (по результатам диагностирования совместно с логопедом, врачебным контролем, изучение микроклимата семьи и уровня педагогических знаний родителей).

Огромное внимание уделялось периоду адаптации, так как от этого зависело состояние эмоционального комфорта у детей и родителей. Чтобы адаптация прошла благополучно, дети вместе с родителями приглашались заранее познакомиться с воспитателями и логопедом; могли посмотреть группу, её игровое оборудование, поиграть там некоторое время. Беседы с родителями об индивидуальных особенностях их детей также помогли нам определить характер и прогноз протекания адаптации.

Путём анкетирования родителей выявили проблемные вопросы по оздоровлению, воспитанию и коррекции речи детей и убедились, что далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и необходимые педагогические знания, часто детям недостаёт родительского внимания, сопереживания и понимания их внутреннего мира, потребностей, многим из детей телевизор и компьютер заменяют общение с родителями. Все эти больные вопросы мы выносили на обсуждение «Круглого стола», где поднимались следующие темы: «Кризы дошкольного возраста», «Что такое компьютер?», «Как подготовить ребёнка к школе?», «Роль отца в воспитании детей» и т. д.

Для того, чтобы обрести в лице родителей наших воспитанников союзников, мы старались настроиться на диалог, а не на поучения. Это помогло сделать общение с родителями приятными и конструктивными. И, главное, что мы всегда ставили в центре внимания, - необходимость уверенности родителей, что мы выделяем их ребёнка из общей массы детей и готовы принимать во внимание особенности его характера, направлять и развивать его творческие интересы и возможности. Так постепенно налаживается доверительный контакт, хотя не всё в нашей работе с детьми и родителями было гладко.

Составленный нами перспективный план творческого сотрудничества позволил вести свою работу целенаправленно и эффективно, используя разнообразные формы взаимодействия для решения проблемных вопросов в жизни детей.

Обследование детей совместно с врачом выявило группу ослабленных детей, требующих к себе особенного внимания. Да к тому же у каждого из наших воспитанников была и речевая проблема! Некоторые дети стеснялись разговаривать из-за дефекта речи, тем самым осложняя свои отношения со сверстниками. Диагностика навыков общения детей, которую мы провели в начале учебного года, наглядно показала нам, как трудно строятся взаимоотношения между детьми, как ранимы дети, как нелегко заслужить доверие ребёнка. Совместно мы должны помочь ему научиться, свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания, чувства.

К нашей работе в этом направлении мы привлекали всех специалистов детского учреждения: врача, физкультурного руководителя, музыкального руководителя, а в первую очередь наших логопедов. Вместе с ними планировали работу по коррекции речи, постановке звуков, совершенствованию фонематического слуха, развитию связной речи. Для того, чтобы детям было интересно и легко общаться с взрослыми и сверстниками вся работа проходила через игры – драматизации, инсценировки, сюжетно-дидактические игры, диалоги на темы из личного опыта. Много использовали игр с движениями, пальчиковые и другие виды театра, игры направленные на развитие моторики. Чтобы дети поняли и овладели языком жестов и движений, проводили этюды и упражнения на развитие выразительности жеста, развитие мимических движений, умение выражать эмоциональные чувства радости, печали, гнева, страха. В этом нам помог практический курс «Основ коммуникации».

В процессе такой работы у детей не только совершенствовалась речь, накапливался опыт связной речи, умение выражать собственные мысли, поддерживать друг друга в беседе и в разговоре, а также копился положительный опыт добрых чувств, поступков и взаимоотношений и в конечном итоге – осознание собственного «Я». Со своей работой в этом направлении мы заинтересовали родителей, и они были нам хорошими помощниками.

Родители были всегда в курсе, какая оздоровительная программа проводится с детьми в детском саду с учётом их физического развития и индивидуальных особенностей здоровья, и каждую помощь и контроль за состоянием здоровья должны оказывать сами родители. Вера Тихоновна, наш физорг, предложила несколько вариантов физкультурного уголка дома, которые очень просто решаются в стандартных жилищных условиях, но оказывают неоценимую помощь в активизации двигательных умений детей.

При активном участии родителей и всех членов «круглого стола», проходило обсуждение «Охраны нервной системы ребёнка», как нельзя не учитывать, что все факты несерьёзного отношения родителей к этой проблеме, зачастую, приводит к ранним детским неврозам.

Музыкальный руководитель нашей группы внесла свою посильную помощь, как активный пропагандист новых методик оздоровления. Именно она убеждала родителей в огромной роли музыки в психическом развитии ребёнка. Если музыкальная деятельность доставляет удовольствие детям, то биение сердца замедляется, давление понижается, то есть регулируется нервно-психическое состояние организма. В свободное время мы старались провести музыкальные минутки, используя детские музыкальные инструменты, грамзаписи, включали распевки русских народных песен.

Очень важно знать каждому воспитателю, к какой группе (совы, жаворонки, голуби) отнести ребёнка по биоритмам, составить биологический портрет для каждого ребёнка и строить режим дня, нагрузки с учётом динамики эмоционального настроя детей. Это помогает избегать отрицательных эмоций у детей со слабой нервной системой, что характерно для логопедической группы. Мы познакомили родителей с рекомендациями, как грамотно учитывать эту информацию о своём ребёнке.

Взаимоуважение, доброжелательность и интерес к советам специалистов очень радовали нас в общении с родителями. Посещения на дому помогали нам теснее сблизится со многими семьями и подсказали темы для обсуждений, бесед по многим проблемным вопросам, которые мы выносили в «Устный журнал», пропагандируя опыт семейного воспитания, давая методические рекомендации и советы по самым актуальным вопросам здоровья и воспитания наших детей. Например: «Тревожные дети», «Детский гороскоп», «Особенности воспитания мальчиков и девочек», «Зубной врач», «Воспитание заботливого отношения к окружающим», «Рекомендации по коррекции речи» и другие. Целенаправленная работа с родителями повысила в определённой мере педагогическую культуру семей, подготовила их к ещё более тесному контакту с детским садом, а наш накопленный опыт по работе с семьёй подсказывал новые формы взаимодействия, которые помогали решать актуальные вопросы физического развития, воспитания на новой ступени. Хочется поделиться с наиболее интересными из них.

Важной действенной формой педагогической пропаганды являются открытые мероприятия. Это способ познакомить родителей с условием, содержанием, методами и приёмами воспитательно-образовательной работы, направленной на обучение и воспитание ребёнка. Родители с удовольствием приходят в группу, переживают и волнуются, реально видят возможности своего любимца, просят совета, как лучше организовать помощь ребёнку дома, знакомятся с новыми программами. Для детей присутствие родителей является большим эмоциональным фактором, вызывающим стремление проявить себя с хорошей стороны, быть внимательным и собранным. Через тетради, заведённые на каждого ребёнка, мы давали домашнее задание на закрепление пройденного материала и подготовке детей к школе.

Большое значение в нашей работе имеет совместная деятельность педагогов с детьми и родителями в технике «квиллинг» (разнообразное бумагокручение из гофрополосок разных цветов). Это очень занимательное творчество помогает нашим детям развивать мелкую моторику, совершенствовать эстетический вкус. Также решаются воспитательные задачи, такие как, чувство коллективизма, дружеское участие в совместной работе, и в конечном итоге налаживаются доброжелательные отношения между детьми. В целях организации семейного досуга, Нина Юрьевна проводит мастер-класс с родителями по «квиллингу». Это даёт возможность сблизиться педагогу с родителями для совместного решения вопросов воспитания.

Интересно проходила работа по преемственностью со школой, Горшечникова Ирина Борисовна – учитель биологии в школе, предложила провести цикл лекций по ознакомлению детей с окружающим. Дети познакомились с гербарным листом и особенностями строения и ухода некоторых комнатных растений. Мероприятия прошли занимательно, в них были затронуты вопросы социологии. С огромным вниманием и интересом прошла беседа, которую вместе с нами провела наша родительница, Сухляева Юлия Владимировна, по профессии детский врач-стоматолог. Она рассказала детям о гигиене полости рта, используя модель рта бегемота, напомнила, как правильно чистить зубы и не бояться ходить к зубному врачу два раза в год. В результате все дети получили призы – проспекты с наклейками «Как беречь и ухаживать за своими зубами?».

Такую форму работы во взаимодействии с родителями считаем очень эффективной. Внимательное изучение семей наших воспитанников помогло нам выявить интересные увлечения родителей. Своим опытом родители поделились на выставке, организованной у нас в группе: совместные с детьми поделки из природного материала, из бумаги, фриволите, рисунки, глиняные игрушки. Так же привлекали родителей к посильной помощи в изготовлении пособий для группы, логопедического кабинета, атрибутов для игр. Вся эта работа носила воспитательный характер, поднимала авторитет родителей в глазах своих детей.

Постепенно мы убеждались в том, что работа наша не проходит зря, видели, как крепнет детский коллектив, как интересно работать с детьми, ощущать заинтересованность и одобрение со стороны родителей.

С большим интересом для детей и родителей проходила работа по воспитанию детей в духе семейных традиций. Как выяснилось позже, не только дети, но и взрослые, в большинстве своём, мало знают о родных и близких людях. Предложили детям провести исследования истории своей семьи. Акцентировали внимание на такие вопросы, как:

- Где родились твои родители, бабушки и дедушки?

- Кем были в молодости дедушки и бабушки?

- Какие песни поют твои родные за семейным столом?

- Что ты ценишь в своих близких?

- Как вы проводите свои семейные праздники?

Дети и родители с удовольствием откликнулись на нашу работу в этом направлении. Беседуя с детьми, мы узнавали о семейных корнях, реликвиям семьи, рассматривали семейные альбомы. Дети стали чаще отражать в своих рисунках близких людей, рассказывать о своей семье и животных, живущих рядом с ними. Итогом нашей работы стало проведение открытых семейных праздников: «Посиделки», «К нам гости пришли, дорогие пришли», спортивных досугов «Дружная семейка», в подготовке которых участвовали воспитатели, дети и их родители. В праздниках отражались семейные традиции: совместные игры и пение, спортивные умения взрослых и детей способствовали свободе выражения чувств, установлению эмоциональных контактов педагогов, детей и родителей.

Именно так мы почувствовали себя единой, сплоченной семьёй, ощутили всю значимость проведённой работы.

Вся наша работа способствовала гармоническому развитию ребёнка и благотворно влияла на развитие его творческих способностей, самоуважение и уверенности в себе.

Мы очень надеемся, что все те формы и методы, используемые нами в работе, помогут детям легко адаптироваться в школе, а мы продолжим, и в дальнейшем искать и находить новые формы взаимодействия детского сада и семьи в воспитании и обучении детей.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»