Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса в ДОУ
Екимова Татьяна Ивановна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №5
Здоровьесберегающие технологии– это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Цель:сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Задачи:
1. Обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья
2. Выработать у детей разумное отношение к своему организму
3. Привить необходимые санитарно-гигиенические навыки
4. Научить вести здоровый образ жизни с раннего детства
Виды здоровьесберегающих технологий:
1. Медико-профилактические: мониторинг здоровья, организация питания, контроль закаливания, профилактические мероприятия (под руководством медсестры и врача)
2. Физкультурно-оздоровительные: двигательная активность, физическое развитие
3. Обеспечение социально-педагогического благополучия ребенка: психологическое и социальное здоровье
4. Образовательные: воспитание культуры здоровья дошкольника
5. Коррегирующие: для исправления дефектов опорно-двигательного аппарата (ЛФК)
6. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов
7. Валеологическое просвещение родителей
Педагогические здоровьесберегающие технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
3. Коррекционные технологии (для нервно-психологического здоровья детей)
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
o Закаливание, КГН
o Стретчинг (упражнения на работу мышц)
o Ритмопластика (динамическая под музыку)
o Динамические паузы (физкультминутки)
o Подвижные и спортивные игры
o Релаксация (расслабление организма)
o Логоритмика (комплекс двигательных упражнений в которых разные движения сопровождаются произношением слов с музыкальным сопровождением)
o Гимнастики: утренняя, пальчиковая, дыхательная, пробуждения, для глаз
o Оздоровительный бег
o Технологии эстетической направленности (привитие детям эстетического вкуса). Например, посещение музеев, театров, выставок, привлечение к оформлению праздников.
Технологии обучения здоровому образу жизни
o Физкультурные занятия: традиционные, игровые, тренировочные, тематические.
o Физкультурные праздники, досуги, недели здоровья, дни здоровья.
o Проблемно-игровые (создание ситуаций)
o Коммуникативные игры. Например «Больница», «Мы-спортсмены»
o Занятия из серии «Уроки здоровья» - «Уроки Мойдодыра», «Валеология»
o Самомассаж
o Точечный массаж
o БОС (биологически обратная связь). Правила работы за компьютером
Коррекционные технологии
o Технология коррекции поведения
o Артикуляционная гимнастика
o Психогимнастика (снятие эмоционального напряжения). Общение без помощи слов, посредством мимики и движений.
o Рефлексия (высказывания)
o Терапия водой (игры с водой)
o Песочная терапия (игры с песком)
o Арт-терапия
Арт-терапия – это направление в психологической коррекции, основанное на искусстве.
Виды арт-терапии
o Музыкотерапия (с помощью музыкально-акустических воздействий)
o Цветотерапия
o Танцеропия (свободное самовыражение в танце)
o Тестотерапия (игры с тестом)
o Вокалотерапия
o Сказкотерапия
o Драмотерапия
o Фототерапия (слайд-шоу)
o Изотерапия
Цветотерапия – это воздействие определенным цветом.Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативную, влияющую на поведение.
Например:
- Синий цвет - оказывает успокаивающее воздействие, помогает расслабиться, способствует снятию напряжения. Может использоваться при коррекции невротических реакций, беспокойства, повышенной возбудимости и агрессии.
- Зеленый - успокаивает, способствует улучшению настроения, оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей и детей с ослабленным зрением. Может использоваться при коррекции повышенной возбудимости, тревожности, гиперактивности.
- Розовый – оказывает тонизирующее воздействие при подавленном состоянии. Может использоваться при коррекции неусидчивости, невротических реакций, переутомлении.
- Желтый - это цвет радости и в тоже время покоя, он способствует нейтрализации негативных действий. Может использоваться при коррекции гиперактивности, при формировании самоконтроля и для повышения самооценки.
- Красный – активизирует человека, стимулирует многие психические процессы, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты. Однако изобилие красного цвета может спровоцировать раздражение. Красный цвет рекомендуют использовать при коррекции страхов, инертности и апатии.
- Фиолетовый - оказывает угнетающее действие, снижает настроение, поэтому он используется как вспомогательный цвет.
- Коричневый – способен вызывать чувство вины, соответственно тоже используется как вспомогательный.
- Черный оказывает угнетающее действие, вызывает страх.
Изотерапия – это воздействие средствами изобразительного искусства (рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство)
Виды изотерапии
o Марание (пальцами, ладонями) при отсутствии критериев оценки
o Штриховка (карандашом, мелками) – настрой на активность ребенка
o Раскраски-антистресс
o Рисование пластилином
o Рисование предметами
o Рисование под музыку
o Мандалотерапия (изображение в круге)
o Техника «Волшебный клубок»
o Монотипия
Монотипия– это графическая техника. В переводе с греческого «один отпечаток» Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом отпечатывается на другую поверхность, и сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый. Отпечаток можно дополнить деталями. Поверхностью может служить: бумага, картон, пластмассовая доска, стекло. Используется любая краска: гуашь, акварель, акриловая. Прием первый – складывание листа бумаги пополам. Прием второй – рисование на поверхности
Во всех видах арт-терапии есть одно сходство: принцип действия.
Важно во время действий ребенка не оказывать на него психологического давления, прямого навязывания. Все должно происходить в игре, легкости, доброжелательности. Взаимодействие с ребенком строится на взаимном понимании, уважении, на выборе предпочтений ребенка. Арт-терапия раскрепощает зажатого малыша, помогает ему самовыразиться, помогает свободному полету фантазии, ребенок становится свободным творцом. У него появляется уверенность в себе, активизируется познание, развивается речь, стабилизируется эмоциональное состояние.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
1. Анализ исходного состояния здоровья
2. Установление контактов с социальными партнерами
3. Освоение методов и приемов
4. Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья
5. Работа валеологической направленности с родителями
Система здоровьесбережения в ДОУ
1. Различные оздоровительные режимы
2. Комплекс закаливающих мероприятий
3. Физкультурные занятия всех типов
4. Оптимизация двигательного режима
5. Организация рационального питания
6. Медико-профилактическая работа с детьми и родителями
7. Соблюдение требований СанПиНа
8. Комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья