Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса в ДОУ

Екимова Татьяна Ивановна,
 воспитатель ГБДОУ детский сад №5

Здоровьесберегающие технологии– это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Цель:сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Задачи:

1.      Обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья

2.      Выработать у детей разумное отношение к своему организму

3.      Привить необходимые санитарно-гигиенические навыки

4.      Научить вести здоровый образ жизни с раннего детства

Виды здоровьесберегающих технологий:

1.      Медико-профилактические: мониторинг здоровья, организация питания, контроль закаливания, профилактические мероприятия (под руководством медсестры и врача)

2.      Физкультурно-оздоровительные: двигательная активность, физическое развитие

3.      Обеспечение социально-педагогического благополучия ребенка: психологическое и социальное здоровье

4.      Образовательные: воспитание культуры здоровья дошкольника

5.      Коррегирующие: для исправления дефектов опорно-двигательного аппарата (ЛФК)

6.      Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов

7.      Валеологическое просвещение родителей

Педагогические здоровьесберегающие технологии:

1.      Технологии сохранения и стимулирования здоровья

2.      Технологии обучения здоровому образу жизни

3.      Коррекционные технологии (для нервно-психологического здоровья детей)

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

o   Закаливание, КГН

o   Стретчинг (упражнения на работу мышц)

o   Ритмопластика (динамическая под музыку)

o   Динамические паузы (физкультминутки)

o   Подвижные и спортивные игры

o   Релаксация (расслабление организма)

o   Логоритмика (комплекс двигательных упражнений в которых разные движения сопровождаются произношением слов с музыкальным сопровождением)

o   Гимнастики: утренняя, пальчиковая, дыхательная, пробуждения, для глаз

o   Оздоровительный бег

o   Технологии эстетической направленности (привитие детям эстетического вкуса). Например, посещение музеев, театров, выставок, привлечение к оформлению праздников.

Технологии обучения здоровому образу жизни

o   Физкультурные занятия: традиционные, игровые, тренировочные, тематические.

o    Физкультурные праздники, досуги, недели здоровья, дни здоровья.

o   Проблемно-игровые (создание ситуаций)

o   Коммуникативные игры. Например «Больница», «Мы-спортсмены»

o   Занятия из серии «Уроки здоровья» - «Уроки Мойдодыра», «Валеология»

o   Самомассаж

o   Точечный массаж

o   БОС (биологически обратная связь). Правила работы за компьютером

Коррекционные технологии

o   Технология коррекции поведения

o   Артикуляционная гимнастика

o   Психогимнастика (снятие эмоционального напряжения). Общение без помощи слов, посредством мимики и движений.

o   Рефлексия (высказывания)

o   Терапия водой (игры с водой)

o   Песочная терапия (игры с песком)

o   Арт-терапия

Арт-терапия – это направление в психологической коррекции, основанное на искусстве.

Виды арт-терапии

o   Музыкотерапия (с помощью музыкально-акустических воздействий)

o   Цветотерапия

o   Танцеропия (свободное самовыражение в танце)

o   Тестотерапия (игры с тестом)

o   Вокалотерапия

o   Сказкотерапия

o   Драмотерапия

o   Фототерапия (слайд-шоу)

o   Изотерапия

Цветотерапия – это воздействие определенным цветом.Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативную, влияющую на поведение.

Например:

  • Синий цвет - оказывает успокаивающее воздействие, помогает расслабиться, способствует снятию напряжения. Может использоваться при коррекции невротических реакций, беспокойства, повышенной возбудимости и агрессии.
  • Зеленый - успокаивает, способствует улучшению настроения, оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей и детей с ослабленным зрением. Может использоваться при коррекции повышенной возбудимости, тревожности, гиперактивности.
  • Розовый – оказывает тонизирующее воздействие при подавленном состоянии. Может использоваться при коррекции неусидчивости, невротических реакций, переутомлении.
  • Желтый - это цвет радости и в тоже время покоя, он способствует нейтрализации негативных действий. Может использоваться при коррекции гиперактивности, при формировании самоконтроля и для повышения самооценки.
  • Красный – активизирует человека, стимулирует многие психические процессы, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты. Однако изобилие красного цвета может спровоцировать раздражение. Красный цвет рекомендуют использовать при коррекции страхов, инертности и апатии.
  • Фиолетовый - оказывает угнетающее действие, снижает настроение, поэтому он используется как вспомогательный цвет.
  • Коричневый – способен вызывать чувство вины, соответственно тоже используется как вспомогательный.
  • Черный оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

 

Изотерапия – это воздействие средствами изобразительного искусства (рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство)

Виды изотерапии

o   Марание (пальцами, ладонями) при отсутствии критериев оценки

o   Штриховка (карандашом, мелками) – настрой на активность ребенка

o   Раскраски-антистресс

o   Рисование пластилином

o   Рисование предметами

o   Рисование под музыку

o   Мандалотерапия (изображение в круге)

o   Техника «Волшебный клубок»

o   Монотипия

Монотипия– это графическая техника.  В переводе с греческого «один отпечаток» Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом отпечатывается на другую поверхность, и сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый. Отпечаток можно дополнить деталями. Поверхностью может служить: бумага, картон, пластмассовая доска, стекло. Используется любая краска: гуашь, акварель, акриловая. Прием первый – складывание листа бумаги пополам. Прием второй – рисование на поверхности

Во всех видах арт-терапии есть одно сходство: принцип действия.

Важно во время действий ребенка не оказывать на него психологического давления, прямого навязывания. Все должно происходить в игре, легкости, доброжелательности. Взаимодействие с ребенком строится на взаимном понимании, уважении, на выборе предпочтений ребенка. Арт-терапия раскрепощает зажатого малыша, помогает ему самовыразиться, помогает свободному полету фантазии, ребенок становится свободным творцом. У него появляется уверенность в себе, активизируется познание, развивается речь, стабилизируется эмоциональное состояние.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

1.      Анализ исходного состояния здоровья

2.      Установление контактов с социальными партнерами

3.      Освоение методов и приемов

4.      Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья

5.      Работа валеологической направленности с родителями

Система здоровьесбережения в ДОУ

1.      Различные оздоровительные режимы

2.      Комплекс закаливающих мероприятий

3.      Физкультурные занятия всех типов

4.      Оптимизация двигательного режима

5.      Организация рационального питания

6.      Медико-профилактическая работа с детьми и родителями

7.      Соблюдение требований СанПиНа

8.      Комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»