Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использование методов арт-терапии в социально-коммуникативном
развитии детей старшего дошкольного возраста

Таранкова Ирина Викторовна,
воспитатель ПКК, ГБОУ №655
ОДОД Санкт-Петербурга
Всем известно, что дошкольный возраст - один из самых важных этапов в жизни ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В детском саду он получает первый опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Область социально – коммуникативного развития является одной из приоритетной в системе дошкольного образования
Начиная изучать образовательную область социально- коммуникативного развития, мы знакомимся с рядом задач, поставленными перед педагогом. Их всегда несколько, и все они имеют большое значение .
Сегодня мне хочется обратить ваше внимание на одну из них,- это развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Социальный интеллект – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека.
Эмоциональный интеллект может рассматриваться как подструктура социального интеллекта. «Эмоциональный интеллект» – способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный тон в отношениях. Детям  необходимо изучать не только окружающий, но и свой внутренний мир. Это может оказать им неизмеримую помощь в том, чтобы уметь общаться и переносить взлеты и падения.
Развитие эмоционального интеллекта напрямую связано с коммуникативным развитием. Ребёнок,  имеющий положительные,  разнообразные, богатые переживания, бодр,  активен,  любознателен и оптимистичен. Такому ребенку легче адаптироваться в коллективе, он легко находит себе  друзей и единомышленников, без труда ориентируется в социальном пространстве.
Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни каждого человека.  Для того, чтобы этот вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.
Согласно  исследованиям, успешность человека на 20 процентов зависит от коэффициента умственного развития, а  на 80 процентов -  от коэффициента эмоционального развития .  Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может  в жизни быть успешным человеком.
Очень важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
В связи с этим существует  необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая  направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.
 
 
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно  представить следующим образом:
 
комфортная организация режимных моментов; 
оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.); 
игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.); 
арт-терапия  (рисование, ритмопластика, танец); 
занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия; 
психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика); 
телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка; 
задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.; 
использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.); 
Итак, тема развития эмоционального интеллекта очень актуальна в наше время. Многие из вас обращали внимание на то, что  большинство дошкольников испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Очень часто раскрыться ребенку мешают застенчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность. Это состояние возникает от внутренних переживаний. Порой и у нас, у взрослых людей время от времени накапливается злость, обиды, страхи, которые мы не умеем открыто выражать, это, несомненно,  мешает нам ощущать себя полноценным участником окружающего нас социума. Возникающие стрессы и депрессивные состояния усугубляют ситуацию и, в конечном итоге, приводят к конфликтным ситуациям. Для того чтобы справиться с таким состоянием, существуют различные способы гармонизации эмоционального состояния. Они достаточно разнообразны. Сегодня я хочу познакомить вас лишь с одним из них, который, по- моему мнению, достаточно эффективный и доступный для широкого круга людей.
Итак, метод, который я использую в работе с детьми я заимствовала из арт- терапии , называется « Фрактальное рисование».  Этот метод способствует гармонизации психоэмоционального и личностного состояния, как ребенка, так и взрослого.
  Метод фрактального рисования был разработан Т. З Полуяхтовой в 1991 году на основе научно-прикладных исследований Б. Мандельброта, Е. Фандыш,  М Люшера. Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием, ведь рисунок несет информацию о состоянии души и тела.
  В сочетании с музыкотерапией метод  может использоваться как здоровьесберегающая технология для снятия напряжения, усталости в период большой загруженности.
Инструкция:
Для работы нам потребуется: набор цветных карандашей, фломастеров и ручек как можно большего количества цветовых оттенков; лист бумаги формата А4; шариковая ручка черного или темно-синего цвета.
Располагаем лист перед собой горизонтально. Устанавливаем шарик ручки в любой точке листа. Закрыв глаза, рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 45 – 60 секунд.Линия должна быть четкая, хорошо прорисованная. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и другие движения, напоминающие геометрические фигуры. Старайтесь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допускать частых повторов круговых, петлеобразных, 8-образных и геометрических форм.
2. Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым. Начало и окончание линии надо обязательно подвести или закруглить к ближайшей точке пересечения.
3Далее начинаем раскрашивать получившиеся ячейки. Карандаши надо брать только с закрытыми глазами. Помните, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Их можно заполнять, если ячейки соприкасаются только по диагонали. (Одним цветом можно закрасить от 1 до 10-15 ячеек. (В случае когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, то хотя бы одну ячейку закрасить необходимо. Самые маленькие ячейки закрашивайте только ручкой).
4.Закрасив все ячейки – наш рисунок готов.
Этот метод мне очень нравится использовать в своей работе. Он привлекателен своей простотой, легкостью в использовании и очень эффективен. Дети всегда с удовольствием включаются в работу, а благодаря разнообразным вариациям проведения занятия , интерес  к процессу не угасает. Каждый раз я стараюсь внести разнообразие в занятие с использованием «фрактального рисования». В зависимости от задач, поставленных мной на данный момент, дети работают индивидуально, в парах или подгруппами. Можно располагаться  за столами или сидя на ковре  на полу. Можно рисовать по - очереди или сразу всем вместе и т.д. Перед тем, как приступить к работе , сначала обговариваем условия: кто начнет первый рисовать, будем ли  общаться с помощью мимики и жестов, и т д. Вариантов много, главное не бояться экспериментировать. В конце каждого такого занятия дети делятся впечатлениями со мной и с другими ребятами.
После такого необычного способа рисования настроение и эмоциональный фон всегда на высоком позитивном уровне!

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»