Роль музыкально-логоритмических занятий
в коррекционной работе с детьми, имеющими
речевые нарушения в процессе
физкультурно-оздоровительной работы
Теверова Оксана Ивановна
40% моих воспитанников – дети, страдающие различными речевыми нарушениями, дети, всестороннее развитие личности которых начинается с серьезной коррекционной работы.Коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения – одна из самых актуальных проблем современной дошкольной педагогики.
Эта актуальность объясняется следующими причинами.
Во-первых, известно, что речь ребенка формируется и функционирует в тесной связи со всеми сторонами его психического развития. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, в том числе и нашим соотечественником И.П.Павловым. Понятно, что нарушение речевой функции у ребенка, как правило, сопровождается и другими отклонениями в его личностной сфере: плохая память, рассеянное внимание, нарушение координации движений, ориентации в пространстве и т.п. Нарушение речи и главных ее функций – мышления и общения, может крайне негативно сказаться и на общем развитии ребенка: мешает его полноценному общению со сверстниками, затрудняет активное познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние. Следующей причиной, объясняющей актуальность этой проблемы, является наметившаяся еще в конце прошлого столетия, крайне негативная тенденция катастрофического увеличения числа детей, страдающих различными речевыми нарушениями. Начало моей работы с детьми сопровождалось целым рядом трудностей, обусловленных вышеперечисленными причинами. Я поняла, что форм и методов по развитию двигательных способностей, которыми я владела, работая с детьми обычных детсадовских групп и которые предлагались традиционной программой по физическому воспитанию, недостаточно для работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Напрашивалось и несколько иное, отличное от традиционного, построение структуры физкультурного занятия, включающего в себя различные виды музыкально-логоритмической деятельности. Также упражнения, способствующие коррекции личностных отклонений, активизации психических функций, воспитанию произвольного поведения. В поисках форм и методов двигательно – оздоровительной коррекционной работы и оптимального построения музыкально-логоритмического занятия, я познакомилась с программами и методическими пособиями по коррекционной работе под редакциями Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Н.О.Жуковой, Г.А.Каше и другими основоположниками отечественной логопедии. Эта литература помогла мне понять природу речевых нарушений и причины их возникновения, познакомила со строением речевого аппарата и основными этапами коррекционной работы, одним словом подвела под мое понимание этой проблемы научную основу. Практический же материал, предлагаемый этими изданиями, был предназначен в основном для воспитателей и логопедов, и не в одном из них, к сожалению, не предлагалась хотя бы примерная система музыкально-коррекционной работы на физкультурных занятиях. Поэтому определенный этап моей профессиональной деятельности был посвящен поисковой работе, в ходе которой мной отслеживался и прорабатывался предлагаемый в периодических изданиях и методических пособиях логоритмический материал, пальчиковый игротрениг, упражнения для развития мимики, пластики движений, точности и координации как общей, так и мелкой моторики. Большим помощником в решении этой проблемы для меня стал журнал «Дошкольное воспитание». В частности в журнале № 5 за 2006 год педагогом из г. Чебоксар И. Скрыпник впервые была сформулирована значимость музыки, как организующего и оздоравливающего начала в коррекционной работе с детьми. Ею также была разработана и предлагалась, примерная схема построения музыкально-логоритмического занятия, которую я, впоследствии, взяла за основу при построении собственной коррекционной деятельности. Музыкальный материал подбирался мной с учетом не только развивающей, но и оздоравливающей роли музыки в создании благоприятной психологической атмосферы на физкультурных занятиях:
- для создания приподнятого, радостного настроения;
- выражения и разрядки отрицательных эмоций;
- повышения или понижения активности у детей;
- привлечения внимания или переключения с одного вида деятельности на другой.
Итак, весь материал – физкультурный, музыкальный, логоритмический, игровой, проработанный и систематизированный мной, дополненный собственными приемами и содержанием оформился в систему музыкально-коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Система включает в себя конспекты музыкально-логоритмических занятий, предназначенных для систематической музыкально-коррекционной работы с детьми в течение года, а также перспективный план совместной работы музыкального руководителя и логопеда и диагностическую методику, помогающую отслеживать развитие речи в процессе двигательно – оздоровительной работы в течение года. Предлагается проводить одно логоритмическое занятие в неделю. Структура каждого логоритмического занятия состоит из ряда упражнений, выстроенных с учетом всех требований коррекционной работы и направленных, прежде всего на развитие двигательной активности детей, на развитие слухового внимания и памяти, зрительной ориентации и координации движений. Обязательное место в ряде этих упражнений отводится упражнениям на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, которые способствуют активизации коры головного мозга, где находится центральный речевой аппарат; согласованной работе речедвигательных и речеслуховых анализаторов. Целый раздел двигательно- оздоровительного воспитания направлен на развитие периферического речевого аппарата и всех трех его разделов: дыхательного, голосового, артикуляционного. Таким образом, ряд упражнений, включенных в каждое логоритмическое занятие, способствует комплексному воздействию на развитие ребенка: на развитие его речи, мышления, ритмики. Каждое занятие является сюжетным, что помогает вызвать у детей устойчивый интерес к занятию, сосредоточить их внимание, силу и волю на выполнении занятий. Широко используется игровая мотивация, элементы психогимнастики и пантомимы, музыкальные рассказы и импровизации.
Опыт работы по данной системе в течение двух лет показали, что систематическое включение музыкально-логоритмических занятий в общую коррекционную работу с детьми, способствует более быстрому их физическому, умственному, музыкальному развитию. Также подготавливает, облегчает и делает более эффективной и полноценной работу логопедов по преодолению у детей речевых дефектов и постановке правильного звукопроизношения. Подтверждением сказанному является достаточно активное участие детей в открытых мероприятиях районного, городского уровней.