Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Ребята, давайте жить дружно
(о толерантности)
Медведева Нина Андреевна
 
Я решила написать об этом статью для воспитателей неслучайно, а в силу того, что прошла через все это. Так получилось, что у меня в группе, состоящей из 25 человек, помимо славянских народов – русских, украинцев, белорусов было 10 детей восточных национальностей, а именно: 5 азербайджанцев, 2е лезгин, 3е узбеков. Вела я группу с младшего возраста и до самого выпуска, т.е. до подготовительной группы. К сожалению, часто приходилось видеть проявления недоброжелательности к детям восточных национальностей, а также отсутствие терпимости по отношению к их родителям. Проявлялось это во многом: в раздевалке недружелюбные взгляды, на музыкальных занятиях – некоторые родители просили не ставить в пару с тем или иным ребенком, а родители одной девочки из моей I младшей группы перевели ее во II младшую группу, мотивируя это тем, что им не нравиться детский состав группы. Для меня это стало, пожалуй, самой трудной проблемой. Но нерешаемых проблем нет. К выпуску детей к школе, у меня была самая дружелюбная во всех отношениях группа. Как мне известно, что задача каждого дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. Поэтому, важно формировать у детей умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
 
Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 3,5 лет. С возрастом ребенок начинает анализировать собственные поступки, делать выводы, что хорошо, а что плохо по отношению к людям другой национальности.
 
Толерантность (от лат. tolerantia, терпимость) – качество, характеризующее отношение к другому человеку, как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом (иное) (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.
 
Но, прежде чем приступить к формированию каких-нибудь знаний по этой теме, надо дать понять каждому ребенку, что он является личностью. Родителям трудно представить, что их маленький ребенок уже имеет свои интересы, находясь в детском саду. Им так же следует учитывать, что ребенок находится в периоде так называемой ранней социализации, т.е. учиться жить в обществе окружающих его людей. Следует признать, что проблема развития личности – одна из наиболее сложных в психологии. Именно поэтому, о маленьком ребенке можно говорить, как о развивающей личности. К трем годам у ребенка возникает «Система Я». А это познание ребенком себя через свое имя (Я, Нина), представление о своей половой принадлежности (я, девочка), потребность в одобрении, признании («я хороший») и самостоятельности («я сам»).
 
Я, как уже писала ранее, что веду группу детей с младшего возраста (т.е. от 3 до 4 лет), а этот возраст – сензитивный(т.е. благодатный) период в развитии личностных качеств. В младшем возрасте интенсивно развиваются высшие психологические функции: память, мышление, воображение, речь. Поэтому, следует помнить, что переучивать ребенка труднее, чем научить с самого начала. Поэтому, родителям необходимо знать некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, чтобы педагогически грамотно решать столь сложную проблему. Об этом им нужно сказать, либо на родительском собрании, либо поместить статью «О развитии личности ребенка» в уголок «Советы и рекомендации для родителей».
 
Личность имеет 3 направления(фундамента) в развитии.
Первый – это направленность личности. Она определяется системой отношений к окружающему миру, мотивами поведения, потребностями, интересами. Естественно, здесь многое зависит от взрослых: на какие чувства подвигнут они своего малыша, на каких нравственных, эстетических ценностях станут строить общение с ним.
Второй – это возможности личности, т.е. как малышу удается осваивать мир в конкретной – бытовой, игровой, художественной, элементарной трудовой – деятельности. Как нам известно, в детском саду есть в каждой группе своя развивающая среда. Основным и важным видом деятельности является игра. Все игры и занятия выстроены по системе усложнения, т.е. от простого к сложному. Особое внимание уделяется самостоятельности ребенка. Здесь важно, чтобы ребенок был чем-то занят, чему-то учился. Постепенно у него формируется такое важное качество, как творчество(креативность), проявляющееся в умении что-либо сделать по-новому, по – своему. И вот эта креативность зависит от уровня развития мышления, воображения ребенка. Также зависит от системы воспитания. Родители должны знать об этом и поддерживать единую линию требований к ребенку, заданную программой воспитания в детском саду.
Третий – это стиль, психологические особенности поведения (темперамент, характер), индивидуальность человека. Ребенок учиться любить не только близких родственников, но и других людей. Это проявляется в стремлении помочь, умении уступить в чем-то, в сочувствии и т.д.
Поэтому, начинать воспитание следует с таких задач, коль речь идет о толерантности.
  • создание условий в группе для формирования толерантности у детей, родителей, воспитателей.
  • формирование представлений ребенка о себе, как неповторимой личности.
  • формирование умения видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
  • осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми, умение отстаивать свои права и считаться с правами других.
  • осознание своих достоинств и недостатков, проявление критичности.
  • развитие умения давать оценку своим поступкам и поступкам других, умение делать свой выбор и принимать решения других, прислушиваться к мнению других.
  • мирно без конфликтов решать возникшие проблемы.
  • формирование понимания значимости и ценности жизни каждого человека, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других.
  • определение вместе с детьми правил и норм человеческого общежития (знакомство с понятиями «правило», «закон», «норма», «требования», «традиции», «уважение»).
  • воспитание уважения к национальным культурам разных народов России.
 
 
 
Эти задачи без поддержки родителей не решались бы, поэтому проводилась большая работа с родителями:
  • проводились собрания, ежегодно по 2-3 собрания в год, в зависимости от желания родителей
  • фото стенды
  • консультации, что читать детям, познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье
  • совместные праздники – музыкальные, спортивные, досуги «Дружат дети всей семьи», «Воспитание толерантности у детей», «А ты мне нравишься», «Планета толерантности» и т.д.
  • анкетирование
  • субботники
  • конкурсы: «Моя семья», «Моя родина», «Мои друзья» и т.д
  • помощь в собирании материалов о разных людях, об их традициях и т.п.
  • помощь в собирании иллюстраций о разных национальных костюмах и т.п.
 
Проводилась большая работа с детьми:
- проекты
- беседы (н-р, «Как мы воспитываем своих детей», «О многонациональности России и знакомство с народными играми»)
- тренинги «Возьмемся за руки друзья»
- экскурсии (просьба к родителям, сводить ребенка в этнографический музей)
- выставки рисунков «Мой лучший друг» и т.д.
- целевые прогулки
- фольклорные и тематические праздники
- театральные представления
- изодеятельность  (лепка, аппликация, рисование)
- конструирование
- видеопросмотры и т.д.
- викторины
 
Основной вид деятельности в детском саду – это игра, ведь, в игре ребенок развивается, познает мир, общается. И задача воспитателей – это создание условий для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр, обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.
 
Задача воспитателя еще в том, чтобы способствовать самостоятельному построению игры со сверстниками, развивать умение в режиссёрских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовать свой замысел с замыслом партнера. Также задача воспитателя контролировать и обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеское взаимоотношение.
Все это я к тому веду, что, начиная с младшего возраста у нас стоит задача – научить ребенка играть в разные игры. Детям в этом возрасте все интересно, они ко всем играм тянутся, но, если их не научить играть в ту или иную игру (независимо настольно-печатная, либо сюжетно – ролевая, подвижная, развивающая, дидактическая игры) у них интерес пропадает, а пропадает от незнания правил той или иной игры. Наша задача – это разнообразие разных игр в группе, и если в младшем возрасте мы должны научить ребенка играть в ту или иную игру, то в дальнейшем, в средней, старшей, подготовительной группах, им будет легче. Они грают в одни и те же игры, но мы их усложняем, учитывая доступность по- возрасту. Главное – обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила.
 
Беседы на различные темы, играют большую роль в жизни ребенка. И, если, мы затронули тему «Толерантность», то в беседе затрагиваем те задачи, которые бы способствовали воспитанию в детях дружелюбия, стремления к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитию эмпатии, состраданию, создавать положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение.
Темы беседы самые разные:
 «О дружбе»; «Знакомство с традициями празднования «Нового года», «Масленицы», «1Мая», «1 апреля» - в разных странах; «День Рождения»; «Что такое милосердие»; «Моя семья»; «Все мы разные, но все мы равны»; «История праздника»; «День народного единства».
 
Рассматривание фото, иллюстраций, картин на тему: «Дружба народов разных национальностей»; «национальные обычаи народов» (беседа от увиденного, хорошо в беседе использовать игру «Диалог» и т.д.). Темы могут быть разные, но направленные на воспитание толерантности.
 
После беседы хорошо проводить для закрепления темы – художественное творчество: это может быть не только рисование, но и лепка, аппликация.
Темы самые разные:
- «Дети планеты Земля»
- «Мой друг»
- «Национальные костюмы» (по выбору)
- «Моя эмблема»
- «Мой флаг»
- «Коробочка добрых дел» (ручной труд)
- «Хоровод дружбы» (коллективная аппликация) и т.д.
 
Большую роль играют игры, поэтому в группе должны быть созданы уголки:
  1. Кукольный уголок, где дети могут играть в такие игры, как «Моя семья», «Дочки матери», то есть в те игры, которые помогают отражать в игре мир взрослых.
  2. Игра «Доктор», «Ветеринар», где дети могут разнообразить эти игры: например, «Стоматолог», «Доктор Айболит» и т.д., зная, что ветеринар, это человек, который лечит животных, а врач людей.
  3. «Парикмахерская». В этой игре дети могут быть и косметологами, и стилистами, и т.д.
  4. Уголок ряжения (где родители должны помочь в его создании), здесь могут быть национальные костюмы, маскарадные костюмы, и всякая одежда для ряжения, т.к дети любят наряжаться.
  5. Строительный уголок, где должен быть различный строительный материал и образцы построек.
  6. Конструктивный уголок (инструменты разные, конструкторы «Лего» и другие.
  7. Книжный уголок + «Библиотека» (для игры)
  8. Уголок «Петербурговедение»(все о родном городе, это макеты зданий, схемы, открытки и т.д., даже альбом с рисунками о родном городе.
  9. Музыкальный уголок (магнитофон для слушания + плакат, где разные инструменты, можно просто карточки с разными инструментами (дискеты, кассеты), + музыкальные инструменты – бубен, дудка, металлофон, маракасы, и т.д. (все, что сможем приобрести)
  10. Театральный уголок: здесь должна быть большая и маленькая ширма для игры в «Театр», разные игрушки – персонажи и предметы – заместители, маски, настольный театр и т.д.
  11. Физкультурный уголок.
  • карточки с движениями
  • кегли, кубики, скакалки, мячи, серсо, все, что можно приобрести + все, что сделали своими руками, например, эспандер (из киндер-сюрпризных шариков), мешочки (наполненные солью) для игры «Пронеси, не урони» (поддержание равновесия) и т.д.
  1. Уголок «Мы машинисты» - где должны быть разные машины + железная дорога, руль, штурвал (можно сделать самим, либо попросить умелых папочек).
 
 
Большую роль в воспитании толерантности играет чтение художественной литературы, например:
  • сказка С. Михалкова «Как друзья познаются»
  • сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»
  • Н. Носов «Приключения Незнайки»
  • А. Барто «Не одна», «Всё на всех»
  • Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
  • В. Драгунский «Друг детства»
  • А. Толстой «Два товарища»
  • К. Катаев «Цветик – семицветик»
  • Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка – Бурка», «Хаврошечка»
  • В. Осеева «Сыновья»
  • Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
  • Сказки народов мира «Айога», «Гора смешливая, справедливая», «Белый слон»
  • Э. Шим « Не смей!», «Брат и младшая сестра»
  • А. М. Волков «Волшебник изумрудного города»
- Стихи, посвященные толерантности:
-А. Калинина «Толерантность»
-Б. Захадер «Встреча»
-Н. Забила «Наша Родина»
-Г. Ладонщиков «Родная Земля»
-С. Черный «Ах, сколько на свете детей»
-Г. Остер «Вредные советы»
-П. Воронько «Лучше нет родного края»

 
  • Считалки и поговорки разных народов России.
 
При чтении хорошо использовать наглядные пособия, сюжетные картинки, фотографии, иллюстрации к сказкам.
 
Большую роль играют дидактические и развивающие игры и упражнения, речевые игры:
  • «Кто в какой стране живет»
  • «Спиной друг к другу» (на описание внешности партнера по игре)
  • «Лунные люди» (на воспитание уважения к людям, независимо от их внешнего облика)
  • «Узнай наш флаг» (герб, гимн)
  • «Подарок другу» (умение невербально описывать предметы)
  • «Маски», «Зеркало» (мимика)
  • «Оживи человечка» (многорукого и многоногого)
  • игры, направленные на развитие невербального общения: «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Любимый сказочный герой»
  • на развитие близости с другими детьми: «Комплименты», «Волшебная мойка», «Ласковое имя», «Построение по росту» (ощупь), «Сломанный телефон», «Расскажи своими руками»,
  • на развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется», «Угадай о ком идет речь»
  • на развитие понимать настроение окружающих: «Отгадай, кто мой друг», «На какого сказочного героя я похож», «Что можно сделать для друга», «Письмо другу», «Назови ласково»
  • на регулирование своего поведения: «Можно или нельзя», «Давайте жить дружно», «Выдержанный человек», «Хорошо-Плохо», «Я поступаю хорошо»
  • на проявление милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия»
  • на воспитание уважения к людям разных национальностей и рас: «Добрые Эльфы», «Чем мы похожи?»
  • использование художественного слова: стихов, дразнилок, пословиц, поговорок, считалок в играх и многие другие игры.
 
Особую роль играют подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Вежливый ручеек», «Жмурки», «Догони свою пару», «Летающие слова», «Мимика и жесты», «Сделай фигуру»
Игры – эстафеты: «Веселые сравнения», «Чья команда больше забросит мячей в корзину»
 
 
Я считаю, что все подвижные игры сближают детей, т.к. в играх они подражают, импровизируют, используют считалки, используют разные игровые приемы, имитируют характерные движения, учат правила игры.
 
Большую роль играют на формирование толерантности музыкальные занятия.
-песня «Когда мои друзья со мной» (музыка В. Шаинского, слова М. Танича)
- «Вместе весело шагать по просторам» (музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского)
-«Песня о дружбе» (В. Шаинский)
-«Родина моя» (музыка Д. Тухманова, слова Р. Рождественского
- слушание музыки народов разных стран.
 
Но, самое важное, что на долго запомнилось детям и их родителям – это вечер развлечений ко дню Толерантности (16 ноября), под названием «Планета Толерантности»
Я, полностью, конечно, описывать не буду, просто немного напишу, как начинался и как заканчивался наш праздник.
Мы украсили музыкальный зал по – праздничному, в левом углу был стенд с детскими рисунками (о дружбе), в правом углу интерактивная доска для демонстрации (летом давали родителям задание подобрать картинки о своей Родине (русские, азербайджанцы, украинцы, белорусы), сшить костюмы)

 
  1. Под музыку «Родина моя» композитора Д. Тухманова и словами Р. Рождественского, мы вошли в музыкальный зал с шарами (гелием надутыми), и в конце песни перестроились в полукруг (выпустив шары, которые красиво повисли под потолком)
  2. Мы(воспитатели) по очереди, говорили о толерантности в стихотворной форме, затем стихи о дружбе и толерантности читали дети. А в конце говорили все вместе:
  • Люди! Доброта и толерантность спасут мир!
И вы нам поверить должны!
 
  1. Далее дети поют песню «Светлый дом» (музыка Потапенко).
  2. Снова дети читают стихи, но уже о России
  3. Песня «Моя Россия» из репертуара детской группы «Непоседы»
Далее пошло самое важное.
  1. Вышли дети в русских костюмах. Они рассказывали о том, что русские – основная часть населения России. На интерактивной доске показывали – какая огромная наша Россия – её деревни, села, города, леса, поля и т.д., закончили словами:
Русской народ старается жить со всеми в мире – лад избу ширит, не зря говорит пословица. Праздник на Руси в почёте! И при всем честном народе любим песни распевать, поплясать, да поиграть!
  1. Дети водят хоровод «Светлый месяц» (вместе с другими, т.е. все дети вместе)
  2. Игра «Плетень»
  3. После этого дети говорят, как русский народ встречает гостей:
«Хлеб – всему он голова». Преподносят на рушнике(полотенце), угощают гостей(родителей) хлебом с солью. (ставят на стол с солонкой)
  1. Далее(имитируя), все дети летят в самолете в страну Белоруссию.
  2. Садятся по местам, остаются только дети – белорусы. Они так же рассказывают о стране Белоруссии, а на интерактивной доске показывают то, чем богата Белоруссия.
  3. Далее они приглашают всех детей в белорусский ансамбль «Дружба» (раздают музыкальные инструменты – ложки, трещотки, маракасы, бубны)
  4. Далее белорусский танец «Осенние бульбочки»
  5. Игра «Соберем бульбу»(картошку)
4 кольца(обруч) – (4 национальности), 4 корзины, в каждой по 5 картофелин. Каждая команда под музыку сажала в свое кольцо(обруч) – грядку бульбу, далее наоборот (меняем других детей) они под музыку собирают бульбу.
В итоге, даже если, кто-то и был первым, мы говорим, что победила «дружба»
  1. Далее дети- белорусы говорят, какая у них замечательная бульбочка, из которой делают «белорусское картофельные чипсы» и угощают родителей – гостей.
  2. Далее, также под музыку все дети летят на Украину(имитация) и садятся на стулья, остаются только дети – украинцы.
  3. Дети на украинском языке рассказывают про Украину «Яка у нас гарна Украина», так же идет демонстрация про Украину на интерактивной доске. (этому их подготовили родители, т.е. говорить на украинском языке), говорили стихи про зозулю (кукушку), про квитки, яки гарни(цветы, как хороши)
  4. Далее танец «Дивчинки и Хлопчики»
  5. После этого говорят: «Яки у них гарни растут подсолнухи» и угощают жареными семечками гостей – родителей.
  6. Далее, также под музыку(имитируя) летят в Азербайджан. Дети – азербайджанцы рассказывают о Азербайджане, столице Баку, все так же демонстрируется на интерактивной доске. (Каспийское море, мандарины, лимоны, дельфины, танцы, восточные сладости и т.д.)
  7. Дети –азербайджанцы, девочки и мальчики танцуют восточный танец «Лезгинка».
  8. Говорят, какой у них гостеприимный народ и угощают гостей – родителей, на подносах несут разные восточные сладости
  9. Заканчиваем праздник также хорошо, под музыку говорим слова о дружбе.
 
Шире круг, шире круг
Музыка зовет
Всех друзей и всех подруг
В шумный хоровод!
 
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат дети разных стран!
 
Ничего что мы разбросаны по свету,
Говорим на разных языках,
Но у нас на всех одна планета,
И судьба её вот в этих вот руках!
 
Дети приглашают своих родителей в один большой хоровод, где родители и дети поднимают сцепленные руки под песню «Большой хоровод».
 
1. Словарь практического психолога
Минск. Харвест 1998.
 
2. Р. С. Немов. «Психология.»
Владос. Москва 1998
 
3. Макарова Т.В., Ларионова Г. Ф. «Толерантность и правовая культура дошкольников»
ООО «ТЦ Сфера» 2008

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»