Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нравственное воспитание дошкольников

Ефимова Зоя Михайловна,
воспитатель высшей квалификации
ГБДОУ детский сад № 64 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга

 

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности.

Благодаря ознакомлению ребёнка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (играх, труде и др.) происходит нравственное воспитание.

Ребёнок приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

В 3-4 года ребёнку доступны некоторые несложные формы организованного поведения. Например, не мешать окружающим криком и шумом. Взрослые учат детей, как вести себя в детском саду, дома, в общественных местах (не кричать, не разговаривать громко, не толкать прохожих). У детей воспитывают умение дружно играть со сверстниками, делиться игрушками, проявлять заботу о друге, при необходимости уступать ему.

У  детей 4-5 лет формируются навыки коллективного поведения. Взрослые учат уважать общий замысел игры и подчиняться её правилам. Основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать, проявлять чувства дружелюбия и взаимопомощи.

Пятилетние дети способны оценивать свои и чужие поступки (оценочные суждения). Ребёнок испытывает стыд за то, что обидел товарища, сказал неправду, не выполнил обещания и т. д.

Особое внимание необходимо уделять формированию этических представлений: правдивость, справедливость, смелость, скромность и т. д.

Не допускать проявлений жадности, дерзости, эгоизма, жестокости и лени.

К 6-7 годам у детей проявляется ещё более высокая осознанность поступков. Ребёнок может дать оценку своим действиям: «Как ты думаешь, Диме было больно, когда ты его ударил?», «Как ты поступишь в этом случае?», Отказаться помочь другу – это хорошо?»…

В этом возрасте необходимо добиваться, чтобы ребёнок придерживался основных правил поведения,  как в присутствии взрослых, так и в их отсутствие.

В этот период у детей формируется ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность, общительность.

Взрослые содействуют проявлению детьми заботы об окружающих. Они намеренно ставят ребёнка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе, заботиться друг о друге: «Помоги своему товарищу», «Покажи свою игрушку и дай поиграть с ней всем ребятам» и т. д. Понятия «я», «моё» расширяются до понимания «мы», «наше». Рождается гордость за коллектив: «Мы быстро построили горку потому, что работали дружно, все вместе».

Общие дела, игры, труд дают детям возможность упражняться в умении строить отношения друг с другом, руководствуясь правилами, обязательными для всех. От детей требуется взаимопонимание, необходимость считаться друг с другом, оказывать помощь.

К 6 годам у детей возрастают интеллектуальные возможности, расширяются и углубляются знания об окружающем. Следовательно, усложняются и задачи нравственного воспитания у детей: воспитание чувства любви к Родине, к родной природе, толерантность.

Нужно помнить о воспитании  у детей самостоятельности, трудолюбия, бережливости, аккуратности. Ребёнок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относиться ко всему, что его окружает дома, на улице, в общественных  местах, и соответственно вести себя.

Формированию нравственной самостоятельности содействуют правила. Благодаря правилам каждый ребёнок уясняет, как вести себя с взрослыми и сверстниками, дома и в детском саду, на улице и в общественных местах.

Детей обучают правилам соблюдения чистоты и опрятности, общения и речевого этикета, правилам, помогающим строить отношения со сверстниками и окружающими людьми, правилам вежливости, поведения за столом, в процессе самостоятельной и совместной деятельности, в игре.                                                                                                                 Правила вводятся постепенно, с учётом возраста детей. Если дети понимают их необходимость и знают, как  выполнять, то они быстрее овладевают нужными способами поведения.  Полезно ещё и показывать способы выполнения правил, например: правила одевания на прогулку, правила мытья рук и т. д. А так же применять игровые приёмы. С помощью игровых приёмов можно руководить поведением детей, не испытывая трудностей (используя героев любимых мультфильмов).

Маленькие дети не могут контролировать своё поведение, помнить и выполнять правила, поэтому нужно постоянно напоминать малышам о соблюдении правил.

Для детей среднего и старшего возраста указания взрослых рассчитаны на большую самостоятельность: «Проверь, всё ли ты сделал правильно?», «Надеюсь, что ты знаешь как поступить сейчас».

Важно, чтобы ребёнок сравнивал свои действия с тем, что предписано в правилах. Это развивает в нём самосознание, умение оценивать своё поведение.

Хорошо воздействуют на детей потешки, сравнения из любимых детских художественных произведений, например: «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, «Что такое хорошо, что такое плохо?» В. Маяковского, пословицы и загадки. Ребята легко запоминают их и часто сами употребляют («Когда я ем – я глух и нем»)

Детям необходимо раскрывать нравственный смысл правил, например: неприлично идти по улице и расталкивать прохожих, прыгать, загораживать тротуар встречному потоку пешеходов. Такое поведение – признак невоспитанности и неуважения к окружающим. А кто не умеет с уважением относиться к другим, никогда не может рассчитывать на уважение к себе.

Полезно оценивать поступки детей, это позволит отличить «что такое хорошо, что такое плохо». Важно отмечать положительное поведение не только тех детей, которые всегда ведут себя примерно, но и всех, кто заслуживает это. Это вселяет в детей веру в свои возможности, повышает чувство собственного достоинства.

Дети, усвоившие то или иное правило, требовательно относятся к его выполнению другими. Руководя поведением детей необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Детей застенчивых нужно подбадривать, терпеливо напоминать им о соблюдении правил: «Не забудь поздороваться», «Поделись с игрушками». Капризные, упрямые дети лучше реагируют на игровые приёмы, добрую шутку, потешку. Отступления от правил допустимы по отношению к детям «новичкам», долго отсутствующим по болезни, а также к ребёнку в плохом  расположении духа или с трудом расстающемуся с мамой. Но это не значит, что не требовать, не учить, не напоминать о соблюдении правил, необходимо найти правильный подход с учётом детских возможностей и данной ситуации.

Воспитанный ребёнок следует правилам с лёгкостью и естественно. Если  ребёнок ведёт себя как надо не только в присутствии взрослого, но и в его отсутствии, то  правила поведения стали для него нормой.

 

Использованная литература: "Воспитание нравственных чувств у дошкольников" Р.С. Буре, Г.Н. Година

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»