План-конспект занятия
Великой Победе посвящается
Шеперкина Жанна Евгеньевна,
воспитатель высшей категории
ГБДОУ детский сад №10
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Цель: Совершенствование воспитательно-образовательной работы; усиление ее патриотической направленности; формирование основ национального самосознания и любви к Родине.
Задачи:
- Формировать элементарные знания детей о событиях в Великую Отечественную войну на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям возвышающих у них эмоциональные переживания.
- Познакомить детей с героями Великой Отечественной войны.
- Воспитывать уважение к ветеранам Великой отечественной войны и всем защитникам Родины.
- Раскрыть значение победы в Великой Отечественной войне.
- Воспитывать храбрость и мужество, стремление защищать свою Родину.
Ход занятия:
Под мелодию песни «День Победы» дети входят в зал и садятся на свои места.
Воспитатель: Война! Жестче нет слова,
Война! Печальней нет слова.
В тоске и славе этих лет,
Земли немало кровью оросили,
И вечно будет помнить мир о том,
Как шли сыны и дочери России,
Сквозь гром войны,
К победе над врагом!
(звучит один куплет фонограммы «Священная война»)
Под звуки этой мелодии много лет тому назад уходили на войну солдаты, защищать нашу Родину.
Когда ваши про дедушки и про бабушки были молодые, злые враги – немецко-фашистские захватчики, напали на нашу страну. Так началась Великая Отечественная война.
Почему ее так называют? (ответы детей)
Давайте послушаем, что же случилось летней ночью 41-го года.
(дети читают стихи) Летней ночью на рассвете,
1 реб. Когда мирно спали дети.
Гитлер дал войскам приказ.
Он хотел людей свободных,
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших
Истребить до одного.
2 реб. Он хотел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли,
Все что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли.
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели,
Возле дома своего.
Воспитатель: Вот какую цель преследовали фашисты в этой страшной войне.
Ребята, сегодня мы собрались в этом красиво украшенном зале в канун великого праздника-Дня Победы, для того чтобы вспомнить эти тяжелые дни для нашей страны, поздравить наших дорогих гостей- ветеранов и разгадать вот этот кроссворд (на листе ватмана начерчен кроссворд и прикреплен к доске).
Итак, на защиту нашей Родины поднялся весь народ, от мала, до велика. В море сражались отважные моряки, на суше смелые танкисты, артиллеристы, пехотинцы, а в небе бесстрашные летчики.
Назовите фамилию летчика, трижды героя Советского Союза, сбившего 59 вражеских самолетов.
(Покрышкин) Ребенок, назвавший эту фамилию, самостоятельно вписывает ее в нужные клеточки кроссворда.
Раз мы с вами заговорили о летчиках, вспомните фамилию того, кто первым совершил воздушный таран. (Гастелло)
Вот и его фамилия будет вписана в наш кроссворд.
Уходили на фронт братья, мужья, сыновья. А что же делали женщины, оставаясь дома?
Ответы детей ( выращивали хлеб, шили и вязали теплую одежду для бойцов нашей армии, растили
детей, копали окопы).
Воспитатель: Правильно, а еще они ждали, и этому была посвящена песня « Синенький скромный платочек», и девочки нам сейчас станцуют танец под эту песню.
Фронту и нашей армии помогали не только женщины, но и подростки, ими были успешно проведены многие военные операции, ими были совершены героические подвиги.
А что такое подвиг?
Ответы детей (смелый отважный поступок)
А человека совершивший подвиг как называют?
Ответы детей (герой)
А кого из героев-подростков вы знаете?
Ответы детей ( Зина Портнова, Зоя Космодемьянская, Леня Голиков, Володя Дубинин).
Воспитатель: Благодаря своему мужеству наш народ, и женщины, и дети-подростки, и конечно же доблестные воины, не щадя своей жизни боролись с фашизмом.
Давайте вспомним пословицы о мужестве, храбрости, смелости.
Дети по очереди называют пословицу.
- Мир строит, а война разрушает.
- Храбрый побеждает, а трус погибает
- За правое дело стой смело.
- Смелый боец в бою молодец.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Смелого пуля боится, смелого штык не берет.
- Кто за Родину горой, тот истинный герой.
- Родина-мать умей за нее постоять.
Воспитатель: Молодцы ребята. Война шла, а жизнь продолжалась, и на войне, когда наступали минуты тишины, солдаты отдыхали, они писали домой письма, приводили в порядок свое оружие, любили попеть и потанцевать, что поднимало их боевой дух.
Вот сейчас мальчики покажут нам танец « Моряки».
Мы с вами говорили про людей, которые совершали подвиги, а ведь за подвиги, совершенные во время войны награждали. А какими наградами?
Ответы детей (орденами, медалями)
Воспитатель: Посмотрите на кроссворд, какое слово подходит? ( медаль) вот его мы и впишем и еще один вопрос кроссворда позади.
Во время войны были героями не только люди, но и целые города. Жители, этих городов, поднимались на великую битву с врагом. Эти города после войны были награждены Золотой звездой, и им было присвоено звание «город-герой».
Назовите название этих городов.
(дети перечисляют)
А теперь давайте попробуем выложить эти названия городов.
(дети из набора букв выкладывают некоторые из них)
Городам- героям была еще и посвящена песня, которую сейчас исполнят воспитатели.
Ребята, мы с вами живем тоже в « городе-герое», который раньше назывался –Ленинград, мужественно в голоде и холоде он выстоял натиск врага. А еще, наш район – Красносельский, сыграл огромную роль в борьбе с врагом, здесь, где мы с вами живем, где находится ваш детский сад, проходила линия фронта. Как по-другому, одним словом, можно назвать линию фронта?
Ответы детей (рубеж)
Вот и еще один вопрос кроссворда разгадан, и не зря улицы нашего района названы в честь героев войны. Назовите эти улицы.
Ответы детей ( ул. Летчика Пилютова, ул. Моряка Тамбасова, ул. Партизана Германа, пр. Маршала Жукова).
Воспитатель: А какая боевая техника, названная женским именем, помогала ковать победу?
Ответы детей ( катюша)
Воспитатель: и еще одна строка кроссворда заполнена.
Наши доблестные воины прошли всю войну, разгромив врага и навсегда покончив с фашизмом.
В каком немецком городе закончилась война?
Ответы детей (Берлин)
Вот и осталось вписать нам это последнее слово в наш кроссворд.
Прочитайте, какое слово получилось у нас по вертикали в выделенной красным цветом колонке?
Ответы детей (победа)
Правильно, вот и мы с вами дошли до этого дорогого каждому сердцу слово.
Посмотрите, к нам пришли самые дорогие и желанные гости- наши ветераны. Это они делали все, чтобы на земле был мир.
Давайте поблагодарим их за это.
(дети читают стихи)
1 реб. Дай Бог вам ветераны долгих лет.
Спасибо вам, что мы войны не знали.
Что вы своею жизнью, жизнь нам дали
Дай Бог вам ветераны долгих лет.
2 реб. Не забыть нам этой даты, что покончено с войной.
Победителю- солдату,
Сотни раз поклон земной.
3 реб. Победа, победа проносится весть по земле.
Конец испытаньям и бедам, конец этой страшной войне.
4 реб. Весь под ногами шар земной.
Живу, дышу, пою.
Но в памяти всегда встают погибшие в бою.
(на проекторе демонстрируется видеоклип на песню « Журавли» в исполнении М. Бернеса, по окончании, объявляется минута молчания)
Воспитатель: Пусть навек исчезнут войны,
Чтобы дети всей земли.
Ночью спать могли спокойно.
Танцевать и петь могли.
(дети исполняют танец «Как прекрасен этот мир», затем вручение ветеранам поздравительных открыток, сувениров, сделанные детьми и букеты цветов).
Используемый материал:
Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
Кондрыкинская Л.А. «Дошкольникам о защитниках Отечества»
Лист ватмана с нарисованным на нем кроссвордом.
Набор букв.
Фонограмма песни «Священная война», «Синенький скромный платочек», «День победы».
Для видеоряда на проекторе были использованы материалы из информационно-поисковой системы Яндекс, хроника военных лет.
Набор открыток «города-герои ТЦ «Сфера».