Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности формирования диалогической речи у дошкольников с ОНР

Нинахова Яна Сергеевна
Актуальность.
Речь является одним из первых видов деятельности, которым ребенок овладевает в онтогенезе. В процессе общения в игровой деятельности, ребенок познает естественный, материальный и социальный мир, формирует и раскрывает свои внутренние представления об окружающей среде. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (2013 г. N 1155), предполагает развитие у детей дошкольного возраста связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. По мнению известных педагогов, психологов А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Коммуникативная деятельность оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Самой ранней формой коммуникативной речи является диалог, который рассматривался как обмен собеседников высказываниями - репликами.     Внимание исследователей было сосредоточено, главным образом, на анализе диалога с точки зрения становления речевой компетенции ребенка.  Исследования В.В. Ветровой, С.А. Мироновой, в области онтолингвистики, говорят о том что детский диалог чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а как потребность совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности. Таким образом, исследования особенностей формирования диалогической речи у дошкольников с ОНР целесообразно рассматривать в русле становления ребенка в различных видах предметно - практической деятельности.                                  Цель статьи.
Теоретически охарактеризовать особенности формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Овладение дошкольниками диалогической речью по мнению  П. Глухова, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой является одной из главных задач речевого развития. Решение задачи речевого развития зависит от многих условий (речевого среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции речи. В.А. Петровский, А.Г. Рузская, А.В. Трошин называют диалог первичной естественной формой речевого общения ребенка.   Главной особенностью диалога является чередование высказывание одного собеседника с прослушиванием и последующим высказыванием другого. Диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Для диалога характерны: лексика и фразеология; краткость, недоговоренность; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание.    Овладение диалогической формой общения является главным условием развития ребенка поскольку в широком понимании, как отмечает А.Я.Гойхман, «диалогические отношения ... это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни». Г.М. Кучинский в своих работах показывает, что в раннем возрасте в диалог ребенка вовлекает взрослый. Обращаясь к нему с вопросами, побуждениями, суждениями, ребенок тем самым активно откликается на высказывания взрослого, налаживает диалог, распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника [6].  У детей с нарушениями речи наблюдаются трудности всех видов памяти по сравнению с нормой. Систематическое обучения и развитие показатели улучшают, однако слуховая память не достигает нормы. Характерная особенность произвольного внимания у детей с нарушением речи заключается в зависимости от модальности раздражителей (зрительного или слухового): в условиях словесной инструкции детям труднее сосредоточить внимание на выполнении задания, чем в условиях зрительной. Большинство детей не могут сосредоточиться и поддерживать нормальный уровень внимания в течение длительного времени.                                                                                                Нарушение речевого развития имеет группу различных отклонений в развитии речи, имеющих различную этиологию, патогенез, степень выраженности. В случае нарушения речевого развития, нарушается процесс речевого развития, проявляются несоответствия нормальному онтогенезу, отставание в темпе. К группе детей с нарушениями речевого развития, также относят группу детей с общим недоразвитием речи [2]. Л.С. Волкова, Н.С. Жукова в своих исследованиях показали, что под общим недоразвитием речи понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом. При общем недоразвитии речи наблюдают позднее появление речи, малый словарный запас, аграматизмы, дефекты произношения [2; 5].                                                                                             Исследования физиологов говорят о том, что игра – это главная форма деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности развития ребенка, как личности. К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:                                                                                                               1) любую игру дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизации, с правилами или сюжетом которыми предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями;                                                                                                   2) передачу литературных текстов по ролям. Г.М. Лямина говорит о том, что литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия.                                                                                                       Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке, чтении стихов по ролям, в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога. Словесные игры эффективно влияют на развитие диалогической речи дошкольников. Они воспитывать внимательность к высказываниям собеседника, способствуют своевременному вступлению в игру. В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать большое разнообразие словесных народных игр. Так, например, игра «Как тебя зовут». В ней роль ведущего выполняет сначала взрослый, а затем дети. Роль ведущего предполагает придумывание вопросов, естественно, что это умение формируется постепенно в ходе игры. Участники игры садятся в круг на стулья (на коврик). Водящий дает каждому какое-нибудь смешное имя, либо дети выбирают имя сами. После этого ведущий задает вопрос. Отвечая на них, надо повторять только «свое слово».                                                                                                    Психолог Г.М. Кучинский в своих работах говорит о том, что диалогическую речь можно развивать с помощью составления детьми совместного рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Рассказ является эффективным средством, создающим почву для диалога детей, происходит совместное рисование иллюстраций к рассказам[6].                Диалогическую речь дошкольников с общим недоразвитием речи следует развивать на занятиях в повседневной жизни, при свободном общении, формировать диалогические умения следует в взаимодействии со сверстниками и взрослыми. По исследованиям М.Н. Алексеева - игровые упражнения в диалоге могут быть классифицированы по степени самостоятельности в производстве диалогических высказываний как упражнения на основе литературного текста и упражнения в импровизации самостоятельных диалогов[1]. Именно поэтому как основными средствами развития диалогического типа речи у детей с нарушениями речи мы выделяем использование игр. Они наиболее эффективно влияют на формирование диалогического типа речи и на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.                                                                              Вывод. Диалогическая речь играет важную роль в процессе речевого развития детей дошкольного возраста. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения речью. Большое влияние на развитие диалогической речи дают дидактические, речевые, словесные игры.  Они воспитывать внимательность к высказываниям собеседника в игре и способствуют своевременному вступлению в игру. Игры эффективно влияют на формирование диалогического типа речи и на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.
Литература.                                                                                                                      1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.               2. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. –– СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.                                                                                        3. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006. – 420 с.      4. Гойхман O.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2008. — 272 с. — (Высшее образование).              5. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод. пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.                                                                                 6. Кучинский Г.М. Диалог и мышление. — Минск, 1988. — 190 с.      7. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. -М.: Педагогика, 1980. -192с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»