Народная игрушка в жизни ребенка
Грищенко Ольга Витальевна
Мы иногда незаслуженно мало внимания уделяем традициям и культуре нашей Родины на занятиях младшей группы, а ведь дети не напрасно так любят играть и разглядывать Матрешку, именно она эта замечательная народная игрушка не только сможет разбудить фантазию ребенка с ее помощью можно познакомить его с культурой родной земли, возбудить интерес к Истории России. Чем быстрее мы познакомим детей с видами народных промыслов, историей их создания, спецификой росписи, научим самостоятельно создавать продукт творчества в рамках своего возраста, тем больше наши дети будут знать о своем прошлом, уважать его историю, ценить семейные реликвии и стремиться получить знания по народному декоративному-прикладному искусству. А для начального знакомства с ним лучше подойдет русская матрешка.
Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и платочке на голове невольно привлекает внимание яркой росписью и вызывает улыбку. Фигурка разнимается, и из нее появляются еще фигурки. Учитывая особенности матрешки, надо целенаправленно использовать ее в работе с детьми начиная с раннего возраста. Формирование у детей интереса к русским народным промыслам, умение различать их специфику, воспитание уважения к историческому наследию России – все это важные задачи педагогической теории и практики. Решение их можно начинать уже дошкольном детстве с помощью интегрированного и проектно-творческого подхода к образовательной деятельности.
Чтобы матрёшка имела развивающий эффект недостаточно пробрести и дать в руки ребенку необходимо открыть её замечательные свойства и научить малыша играть с ней.
Русская матрешка очень полезная игрушка, ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие.
Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное внимание у русских педагогов рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить ребенка выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Это все способствует координации руки а глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. В данном методическом пособие в описание работы с детьми включен метод арт-терапии, способствующий успешной адаптации дошкольников в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению, неуверенности в себе, агрессивности.
Цели:
- формирование у детей эстетического отношения и творческих способностей в изобразительной деятельности посредством народного декоративно-прикладного искусства;
- развитие любознательности, стремления к творческому познанию народного декоративно-прикладного искусства по средствам интеграции образовательных областей;
- развитие познавательного интереса, интереса к истории и культуре России.
Задачи:
-Приобщение к народному декоративно-прикладному искусству.
-Формирование интереса к русским народным промыслам, умение различать их специфику воспитание уважения к историческому наследию России.
- Формирование ценностных эстетических ориентиров, эмоционально-статистической оценки и овладения основами творческой деятельности.
-Совершенствование технических и изобразительно-выразительных умений в художественной деятельности.
-Воспитание эмоционального и осознанного отношения к народному декаротивно прикладному искусству, умению услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях народных промыслов.
Кто же она – МАТРЕШКА? Почему куклу назвали матрешкой?
Деревянная кукла, в которой помещены такие же куклы меньшего размера. Чаще всего изображает девочку или девушку в сарафане и платочке. Её условная округлая форма имеет мягкие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием. В игрушке есть легкость круглящихся поверхностей, веселая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок-вкладышей.
Одни истоки утверждают, что название «матрешка» произошло от любимого и распространённого Руси имени Маша, Маня, другие – это название от женского имени Матрена, Матреша, в основе которого лежит латинское слово mater означающее мать. А третьи считают, что название «матрешка» связано с именем индуистской богини-матери Матри.
Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто не делим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия.
Лебедушка, пава, утушка, голубка – эпитеты, которыми издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчеркивая пластическую сторону образа. Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан.
Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным. И по сей день матрешка остается символом материнства, плодородия.
Создателем первой русской матрешки стал художник С. В. Малютин, изготовить свое творение он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских Василию Петровичу Звездочкину. Во всех публикациях показано, что местом рождения новой оригинальной игрушки стала мастерская-магазин «Детское воспитание» в Москве, принадлежавшая А.И. Мамонтову.
В руках первая матрешка держала черного петуха. У более поздних матрешек будут узелки, самовары, бублики, букеты, а вот у этой смешной девочки была живая птица!
У нашей первой матрешки «бутылочная» форма. Высота старшей куклы - 19 см. Первая матрешка была восьмиместной: внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее – мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой «неделимой» была матрешка – спеленатый младенец.
Все семь подружек были как настоящие, словно только что вышли из своего деревенского мира: одна несет миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руки маленького братца, а четвертая младшенькая, просто засунула палец в рот, разнообразит вереницу фигурка в косоворотке с хворостиной, и наконец завершает ряд спеленатый младенец меньше мизинц. Целое семейство дружное и трудолюбивое!
Важным моментом считается то, что первая матрешка улыбалась. За ней последовали матрешки – надменные гордячки, самодовольные красавицы, большеглазые простушки и даже потупившие взор богомолки… А самая первая улыбалась, да так задорно, что ей в ответ улыбался весь мир!