Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Народная игрушка в жизни ребенка

Грищенко Ольга Витальевна

               Мы иногда незаслуженно мало внимания уделяем традициям и культуре нашей Родины на занятиях младшей группы,  а ведь дети не напрасно так любят играть и разглядывать Матрешку, именно она эта замечательная народная игрушка не только сможет разбудить фантазию ребенка с ее помощью можно познакомить его с культурой родной земли, возбудить интерес к Истории России. Чем быстрее мы познакомим детей с видами народных промыслов, историей их создания, спецификой росписи, научим самостоятельно создавать продукт творчества в рамках своего возраста, тем больше наши дети будут знать о своем прошлом, уважать его историю, ценить семейные реликвии и стремиться получить знания по народному декоративному-прикладному искусству. А для начального знакомства с ним лучше подойдет русская матрешка.

                Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и платочке на голове невольно привлекает внимание яркой росписью и вызывает улыбку. Фигурка разнимается, и из нее появляются еще фигурки. Учитывая особенности матрешки, надо целенаправленно использовать ее в работе с детьми начиная с раннего возраста. Формирование у детей интереса к русским народным промыслам, умение различать их специфику, воспитание уважения к историческому наследию России – все это важные задачи педагогической теории и практики. Решение их можно начинать уже дошкольном детстве с помощью   интегрированного   и проектно-творческого подхода к образовательной деятельности.

                    Чтобы матрёшка имела развивающий эффект недостаточно пробрести и дать в руки ребенку необходимо открыть её замечательные свойства и научить малыша играть с ней.                                                       

                    Русская матрешка очень полезная игрушка, ее педагогической ценности может позавидовать любое  современное пособие.

                Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное внимание у русских педагогов рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким  детям. С помощью матрешки можно научить ребенка выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Это все способствует координации руки а глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. В данном методическом пособие в описание работы с детьми включен метод арт-терапии, способствующий успешной адаптации дошкольников в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению, неуверенности в себе, агрессивности.

                  Цели:

- формирование у детей эстетического отношения и творческих способностей в изобразительной деятельности посредством народного декоративно-прикладного искусства;

- развитие любознательности, стремления к творческому познанию народного декоративно-прикладного искусства по средствам интеграции образовательных областей;

- развитие познавательного интереса, интереса к истории и культуре России.       

                    Задачи:

                   -Приобщение к народному декоративно-прикладному искусству.

                  -Формирование интереса к русским народным промыслам, умение различать их  специфику воспитание уважения к историческому наследию России.

                  - Формирование ценностных эстетических ориентиров, эмоционально-статистической оценки и овладения основами творческой деятельности.

                  -Совершенствование технических и изобразительно-выразительных умений в художественной деятельности.

             -Воспитание эмоционального и осознанного отношения  к народному декаротивно прикладному искусству, умению услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях народных промыслов.

                                                                                                                                                     Кто же она – МАТРЕШКА? Почему куклу назвали  матрешкой?

                 Деревянная кукла, в которой помещены такие же куклы меньшего размера. Чаще всего изображает девочку или девушку в сарафане и платочке. Её условная округлая форма имеет мягкие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием. В игрушке есть легкость круглящихся поверхностей, веселая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок-вкладышей.

                   Одни истоки утверждают, что название «матрешка» произошло от любимого и распространённого  Руси имени Маша, Маня, другие – это название от женского имени Матрена, Матреша, в основе которого лежит латинское слово mater означающее мать. А третьи считают, что название «матрешка» связано с именем индуистской богини-матери Матри.

                   Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто не делим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия.

Лебедушка, пава, утушка, голубка – эпитеты, которыми издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчеркивая пластическую сторону образа. Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан.

          Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным. И по сей день матрешка остается символом материнства, плодородия.

Создателем первой русской матрешки стал художник С. В. Малютин, изготовить свое творение он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских Василию Петровичу Звездочкину. Во всех публикациях показано, что местом рождения новой оригинальной игрушки стала мастерская-магазин «Детское воспитание» в Москве, принадлежавшая А.И. Мамонтову.

                В руках первая матрешка держала черного петуха. У более поздних матрешек будут узелки, самовары, бублики, букеты, а вот у этой смешной девочки была живая птица!

                У нашей первой матрешки «бутылочная» форма. Высота старшей куклы  - 19 см. Первая матрешка была восьмиместной: внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее – мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой «неделимой» была матрешка – спеленатый младенец.

Все семь подружек были как настоящие, словно только что вышли из своего деревенского мира: одна несет миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руки маленького братца, а четвертая младшенькая, просто засунула палец в рот, разнообразит вереницу фигурка в косоворотке с хворостиной, и наконец завершает ряд спеленатый младенец меньше мизинц. Целое семейство дружное и трудолюбивое!

Важным моментом считается то, что первая матрешка улыбалась. За ней последовали матрешки – надменные гордячки, самодовольные красавицы, большеглазые простушки и даже потупившие взор богомолки… А самая первая улыбалась, да так задорно, что ей в ответ улыбался весь мир! 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»