Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием игровой технологии
Помощь доктору Айболиту
Харитонова Тамара Григорьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Участники:
· дети средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи;
· воспитатель.
Цель: развитие познавательных и речевых умений, общего умственного развития у детей.
Задачи:
1. Образовательные:
· закреплять представление о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник;
· дать представление о геометрической фигуре овал;
· продолжать учить определять отношения трех предметов по толщине;
· совершенствовать представления о пространственных отношениях: от себя, от других объектов в движении в указанном направлении;
· продолжать учить порядковому счету (до 5).
2. Развивающие:
· развивать память, речь, логическое мышление, воображение;
· развивать мелкую моторику у детей.
3. Воспитательные:
· воспитывать у детей доброе отношение к товарищам, умение прийти на помощь;
· учить детей не перебивать друг друга во время ответа.
Оборудование и материал
Демонстрационный материал:
1. Игрушки (Айболит, корова, волчица, жук, паук, медведица).
2. Три упаковки бинтов разной толщины.
3. Конверт с геометрическими фигурами и схемой движения.
4. Большие плоскостные геометрические фигуры для раскладывания на полу.
5. Дидактическая игра «Создание силуэта из геометрических фигур».
Предварительная работа.
1. Чтение сказки «Айболит» К. Чуковский.
2. Игра-театрализация по сказке «Айболит».
Цель: закрепит знание и содержание сказки. Развивать выразительность речи и пантомимики.
3. Викторина загадок о геометрических фигурах.
4. Ориентировка детей в пространстве с использованием геоетрических фигур.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель с детьми входит в группу, встают в круг. Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: «Доброе утро! Я всем говорю.
Доброе утро! Я Вас всех люблю.
Доброе утро, Ксюша!
Доброе утро, …!
Цель: снять эмоциональное напряжение у детей через игру (дети передают во время игры мяч, смотрят друг друга в глаза и говорят добрые слова).
Воспитатель: «К нам в группу пришло письмо от сказочного героя, а кто он узнаете, когда отгадаете загадку:
Жил на свете добрый доктор.
И лечил он не людей.
И конечно он лечил
Больших и маленьких зверей.
(Айболит)
Воспитатель читает письмо от Айболита « Ребята, Вы недавно читали сказку «Айболит», и Вы знаете, что я помогаю больным зверятам, а сейчас мне нужна помощь, я Вас жду. А как найти дорогу ко мне Вы узнаете из конверта, в котором есть подсказка. Воспитатель с детьми находит в конверте геометрические плоскостные фигуры и схему движения пути, рассматривают[1].
Воспитатель: «Назовите геометрические фигуры».
Ответ детей: «Круг, квадрат, треугольник».
Одну из фигур дети не называют, и выясняют, что они с ней не знакомы. Рассматривают ее и уточняют, что она похожа на круг, у нее нет углов, это друг круга.
Воспитатель: «Это овал».
При помощи геометрических фигур, мы разгадываем схему нашего пути.
Предварительно воспитателем на полу с помощью геометрических фигур выложена схема пути к доктору Айболиту.
Одновременно воспитатель читает схему и вместе с детьми начинают движение: «Сначала идем прямо до круга, затем направо идем до треугольника, далее налево до квадрата и налево до овала».
И в конце пути встречают Айболита, сидящего под деревом.
Айболит: «Здравствуйте ребята, я очень рад, что Вы откликнулись на мою помощь. Мне срочно надо отправиться к больным зверятам. Я собрал все лекарства, а какие бинты брать не знаю?»
Воспитатель кладет на стол три упакованных бинта разной толщины.
Воспитатель: «Сколько бинтов? Чем они отливаются?»
Ответы детей: «Этот бинт тонкий, этот – толстый, а третий – самый толстый».
Айболит просит повторить, так как он не понял.
Дети повторяют еще раз.
Проводится игра физкультурная минутка.
По полянке мы идем (идут по кругу)
И зверюшек узнаем
Ну, скорее «раз, два, три!»
Быстро зверя покажи
(дети изображают того зверя, какую игрушку воспитатель показывает)[2].
Айболит благодарит и просит детей вспомнить, кто к нему по сказке должен прийти на прием?
1-й ребенок: «Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,»
2-й ребенок: «И жучок и червячок,»
3-й ребенок: «И медведица!»
4-й ребенок: «Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!»
Воспитатель выносит игрушки согласно стихотворению и ставит их друг за другом.
Воспитатель: «Сколько всего зверей пришли лечиться к Айболиту? Кто пришел к Айболиту первым? Вторым? Какой по счету к Айболиту пришла корова? Волчица?»
Ответы детей.
Воспитателем проводится дидактическая игра «Продолжи счет».
Воспитатель: «Я начинаю, а Вы продолжайте»
Игра повторяется 3-4 раза.
Пример:
Воспитатель: «Два».
Дети: «Три, четыре, пять»[3].
Айболит благодарит детей за знания и помощь и дарит детям дидактическую игру «Создание силуэта из геометрических фигур».
Рефлексия.
Воспитатель беседует с детьми: «Где Вы были? Что делали? Кому помогали? Остался ли доволен доктор Айболит?»
Ответы детей.
Воспитатель благодарит детей за помощь.
[1] Минкевич Л.В. Математика в детском саду. Средняя группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 88 с.
[2] Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 104 с.
[3] Бондаренко Т.М. Комплексное занятие в средней группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 666 с.