Методическая разработка
Перспективный план работы педагога-наставника
Воспитателя детей раннего возраста
Васильева Наталья Геннадьевна,
ГБДОУ Детский сад №20
Центральный район Санкт-Петербурга
Актуальность проблемы. В настоящее время, в связи с реформой образования период перехода к ФГОС, количество детей раннего возраста, посещающих ясельные группы детского сада, резко увеличилась. Во многих дошкольных учреждениях отсутствуют педагоги-психологи, а кадровый состав, способный и готовый работать с этой возрастной группой, в силу различных причин значительно сократился. Дети третьего года жизни – это психологическое отделение от матери, «сензитивный» период к усвоению речи, у ребенка возникают новые физические возможности, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания. В соответствии с Законом “Об образовании”, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. У родителей завышены требования к содержанию воспитательного процесса, в ДОУ резко возросла конфликтность в отношениях родитель-педагог, в связи с этим возникает острая необходимость подготовки новых, современных программ, методических пособий и конкретных методик, обеспечивающих педагогов адекватным содержанием работы с детьми данной возрастной группой. Молодые педагоги, особенно не имеющие своих детей, не стремятся работать с детьми раннего возраста. Проблема усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики
Цель наставничества - передать имеющийся опыт молодому специалисту, помочь избежать ошибок, установить доверительные отношения с родителями и детьми. Сформировать у молодого педагога желание проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, самообразование.
Месяц
|
Содержание работы |
Метод работы
|
СЕНТЯБРЬ
|
1.Изучение психолого-педагогических особенностей развития детей третьего года жизни, составление карт адаптации ребенка. 2. Помощь в изучении федерального закона « Об образовании», ФГОС, инструкций по ТБ, документации группы. 3. Анализ развивающей среды с требованием ФГОС. |
Подбор методической литературы, оказание помощи, консультация. |
ОКТЯБРЬ
|
4. Помощь в оформлении «Родительского уголка», подбор психолого-педагогической информации для родителей. 5.Составление перспективного, календарного планов. 6. Анализ, подведение итогов адаптации детей к условиям ДОУ. 7 Помощь в подготовке и проведению родительского собрания.
|
Консультации, беседы, подведение итогов. Наблюдение , совместное проведение НОД с наставником. Анализ психолого-методической литературы. |
НОЯБРЬ
|
8.Анализ дидактического материала группы, совместный план по обновлению. 9.Особенности проведения детских праздников детям раннего возраста, помощь в проведении осеннего праздника.
|
Консультации, помощь. Создание совместной презентации ко «Дню матери». Оформление стенда по теме. |
ДЕКАБРЬ
|
9.Анализ и внесение новых атрибутов и пособий в предметно-пространственную среду с учетом гендерных особенностей. 10.Совместное составление плана в подготовке педагогического проекта по ПДД. Разработка материала для родителей по профилактике детского травматизма в Новогодние каникулы. 11. Просмотр конспекта, подготовка, проведение Новогоднего праздника.
|
Помощь в привлечении родителей к подготовке Новогоднего праздника. Консультации на интересующие темы.
Анализ подготовки и проведения новогодних мероприятий. |
ЯНВАРЬ |
12.Обсуждение здоровье сберегающих технологий, проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. 13. Роль игры в развитие коммуникативных способностей, познавательной активности детей раннего возраста.
|
Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение. Посещение открытых мероприятий в ДОУ. |
ФЕВРАЛЬ
|
14.Профилактика эмоционального выгорания педагогов. 15. Использование современных технологий в воспитательном процессе. Создание видео картотеки на тему «Домашние животные». 16Подготовка к праздникам «23 февраля -праздник пап», «8 марта-праздник мам», обновление информационных стендов. |
Консультация и решения выхода из этих проблем. Консультация и ответы на интересующие вопросы. Планирование. Контроль. Подведение итогов. |
МАРТ
|
17. Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом. 18.Новая форма работы - дистанционное обучение родителей. Использование в работе ИКТ. |
Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение. Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями. |
АПРЕЛЬ |
19. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. 20.Подготовка к родительскому собранию. 21.Самообразование воспитателя, планирование педагогического проекта на следующий учебный год. Подготовка к мониторингу развития детей. |
Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. Проведение собрания, обсуждение собрания. Оказание помощи. Контроль. |
МАЙ |
22. Подготовка к летней – оздоровительной кампании. 23.Анализ достижений воспитанников, взаимоотношений с родителями, работа над ошибками. 24. Подведение итогов работы прошедший учебный год. |
Консультация и ответы на интересующие вопросы. Самоанализ молодого воспитателя. |