Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста и дошкольников в Вальдорфской и Монтессори педагогиках

Антонова Татьяна Анатольевна,
муз. руководитель ГБДОУ №12
Комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга. 

           Сенсорные представления у детей раннего возраста могут быть сформированы, если осуществляется личностно-ориентированный подход к выбору стратегии педагогического воздействия с учётом вариативности психологических особенностей детей. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям.

         Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.             Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

           Мария Монтессори рассматривает развитие детей исключительно как развитие сил и способностей организма: развитие мускулов, зрения, слуха и т.д. Разработанный ею дидактический материал, подобранный соответствующим образом, представляет собой сенсорные стимулы, упражняющие органы чувств. Упражняясь с таким материалами, малыши добивались остроты органов чувств, тонкости различения сенсорных признаков предметов. По идее Марии Монтессори ребёнок работает с материалами самостоятельно, поскольку работа построена на автодидактизме. Педагог не обучает, не “мешает” естественному ходу развития, не навязывает своё понимание, не уточняет словом то, что ребёнок ощущает. В результате дети, точно различая, например, цвета и оттенки, не могут их назвать, затрудняются использовать свои умения сравнить, обобщить и применить их в других видах деятельности, выходящих за рамки упражнений с дидактическим материалом.           

            Сенсорное воспитание дошкольников имеет большое значение в системе М. Монтессори.  Цель воспитания – содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М. Монтессори- «помощь жизни с самого рождения». Центральный метод М. Монтессори – свободная работа детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия. Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. Стремление видеть в каждом ребенке неповторимую индивидуальность с персональными формами и сроками освоения окружающего мира, является отличительной особенностью данной методики. Использование элементов системы

М.  Монтессори отвечает требованиям времени при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и даёт возможность строить педагогический процесс с учетом специфики дошкольного образования. В дошкольном детстве на каждом этапе развития основную микросреду для ребенка составляют семья и детский сад, и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для развития детей. Сотрудничество с родителями осуществляем при помощи разных форм и методов.

Между педагогикой М. Монтессори и Вальдорфской педагогикой много общего. Как и педагогика М. Монтессори, педагогика Вальдорфская является широко распространенным в мире движением реформ-педагогики, которое распространилось и в нашей стране. Эти направления часто сближают.               

           Вальдорфская педагогика также строится на принципах сенсорного воспитания. Развитие проходит через подражание. Цель Вальдорфской педагогики – привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.

Вальдорфская система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания, закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором будет базироваться образование в школе.

Развитие применения Вальдорфской системы в детском саде имеет свои плюсы и минусы. К плюсам относятся следующие моменты:

Ø  уважение к личности малыша и его выбору;

 

Ø  отсутствие оценки действий ребенка и принуждения;

 

Ø  воспитание через подражание и личный пример воспитателей;

 

Ø  обучение новым навыкам и умениям происходит естественно и в доверительной обстановке;

 

Ø  создание свободного пространства для творческого развития малыша;

 

Ø  организация особого здорового ритма в группах;

 

Ø  в детском коллективе находятся разновозрастные дети;

 

Ø  формирование эстетических способностей малыша и развитие его эмоциональной сферы;

 

Ø  в ходе трудовой деятельности формируются у ребенка его волевые качества.

 

К минусам Вальдорфской системы можно отнести следующие моменты:

 

ü  педагоги Вальдорфского дошкольного учреждения не учат детей основам письма и счета, поэтому им будет трудно обучаться в традиционной школе;

 

ü  тематика произведений, которую предлагают Вальдорфские воспитатели для пересказа детям, ограничена;

 

ü  рекомендуется книги детям не читать, а именно пересказывать сюжет сказки или истории;

 

ü  в основе Вальдорфской педагогики лежит антропософия, которую не поддерживает традиционная церковь.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»