Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста и дошкольников в Вальдорфской и Монтессори педагогиках
Антонова Татьяна Анатольевна,
муз. руководитель ГБДОУ №12
Комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга.
Сенсорные представления у детей раннего возраста могут быть сформированы, если осуществляется личностно-ориентированный подход к выбору стратегии педагогического воздействия с учётом вариативности психологических особенностей детей. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Мария Монтессори рассматривает развитие детей исключительно как развитие сил и способностей организма: развитие мускулов, зрения, слуха и т.д. Разработанный ею дидактический материал, подобранный соответствующим образом, представляет собой сенсорные стимулы, упражняющие органы чувств. Упражняясь с таким материалами, малыши добивались остроты органов чувств, тонкости различения сенсорных признаков предметов. По идее Марии Монтессори ребёнок работает с материалами самостоятельно, поскольку работа построена на автодидактизме. Педагог не обучает, не “мешает” естественному ходу развития, не навязывает своё понимание, не уточняет словом то, что ребёнок ощущает. В результате дети, точно различая, например, цвета и оттенки, не могут их назвать, затрудняются использовать свои умения сравнить, обобщить и применить их в других видах деятельности, выходящих за рамки упражнений с дидактическим материалом.
Сенсорное воспитание дошкольников имеет большое значение в системе М. Монтессори. Цель воспитания – содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М. Монтессори- «помощь жизни с самого рождения». Центральный метод М. Монтессори – свободная работа детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия. Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. Стремление видеть в каждом ребенке неповторимую индивидуальность с персональными формами и сроками освоения окружающего мира, является отличительной особенностью данной методики. Использование элементов системы
М. Монтессори отвечает требованиям времени при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и даёт возможность строить педагогический процесс с учетом специфики дошкольного образования. В дошкольном детстве на каждом этапе развития основную микросреду для ребенка составляют семья и детский сад, и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для развития детей. Сотрудничество с родителями осуществляем при помощи разных форм и методов.
Между педагогикой М. Монтессори и Вальдорфской педагогикой много общего. Как и педагогика М. Монтессори, педагогика Вальдорфская является широко распространенным в мире движением реформ-педагогики, которое распространилось и в нашей стране. Эти направления часто сближают.
Вальдорфская педагогика также строится на принципах сенсорного воспитания. Развитие проходит через подражание. Цель Вальдорфской педагогики – привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.
Вальдорфская система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания, закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором будет базироваться образование в школе.
Развитие применения Вальдорфской системы в детском саде имеет свои плюсы и минусы. К плюсам относятся следующие моменты:
Ø уважение к личности малыша и его выбору;
Ø отсутствие оценки действий ребенка и принуждения;
Ø воспитание через подражание и личный пример воспитателей;
Ø обучение новым навыкам и умениям происходит естественно и в доверительной обстановке;
Ø создание свободного пространства для творческого развития малыша;
Ø организация особого здорового ритма в группах;
Ø в детском коллективе находятся разновозрастные дети;
Ø формирование эстетических способностей малыша и развитие его эмоциональной сферы;
Ø в ходе трудовой деятельности формируются у ребенка его волевые качества.
К минусам Вальдорфской системы можно отнести следующие моменты:
ü педагоги Вальдорфского дошкольного учреждения не учат детей основам письма и счета, поэтому им будет трудно обучаться в традиционной школе;
ü тематика произведений, которую предлагают Вальдорфские воспитатели для пересказа детям, ограничена;
ü рекомендуется книги детям не читать, а именно пересказывать сюжет сказки или истории;
ü в основе Вальдорфской педагогики лежит антропософия, которую не поддерживает традиционная церковь.