Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Детские вопросы

Юлдашева Анастасия Васильевна,
воспитатель ГБДОУ №44
Центрального района Санкт-Петербурга

             Каждый родитель или воспитатель рано или поздно столкнётся  с детскими вопросами, на которые ему придется ответить.  Ведь наши детки очень любознательные, и большое количество вопросов может утомить и поставить в тупик любого взрослого. Дети познают этот мир, и мы должны внимательно прислушиваться к этим вопросам, а так же уметь грамотно на них ответить!

           Так как же отвечать на вопросы детей? Как отвечать на вопросы интимного характера? И почему так важно отвечать на них? Мы с вами разберемся в этой статье!

         ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ, «ПОЧЕМУЧКИ», КОТОРЫЕ ТАК ЧАСТО СТАВЯТ В ТУПИК.

Как отвечать на эти бесконечные вопросы, как поощрить познавательный интерес ребёнка и при этом не соврать ему, не отмахнуться пустыми словами — попробуем разобраться на конкретных примерах и порассуждать об этом.

Начнём с очевидной вещи: детские вопросы нельзя игнорировать. Даже если мы заняты, даже если вопрос кажется нам идиотским и бесполезным (а чаще всего нам так кажется, когда мы не знаем толком, что сказать) — отвечать всё равно надо. Ребёнок познаёт мир, ему странно и непонятно то, что очевидно нам, и мы — самый главный и авторитетный источник для него.

 Возьмём для примера детский вопрос «Почему солнце не падает?» и рассмотрим варианты ответов. Подобную схему можно применить к любому «почему».

Ответ-пустышка:

Потому что гладиолус. Потому что не падает. Потому что. Ты ещё маленький и всё равно не поймешь .Иди, спроси у бабушки.

 Это всё не ответы.

 Мы создаём у ребёнка ощущение, что он спросил о чём-то примитивном и неинтересном, а себя успокаиваем тем, что вроде как не проигнорировали вопрос полностью. На самом же деле, таким образом мы постепенно дискредитируем себя как источник информации. Дети быстро учатся, и очень скоро ребёнок поймёт, что о сложных вещах вас лучше вообще не спрашивать.

 

 

 

Ответ-провокация:

А почему оно должно падать? А почему ты думаешь, что оно может упасть? Ты лучше спроси: почему Земля не падает на Солнце?

 Такой ответ неплох, но только если вы готовы продолжать разговор. В ребёнка порассуждать, поискать ответ противном случае, он будет воспринят как скрытое неодобрение, недоумение и неготовность ответить: тоже мне, удумал, что спросить! Подобным встречным вопросом вы приглашаете вместе, и это здорово. Вы разжигаете детское любопытство, показываете, что относитесь к проблеме серьёзно. Но знайте, что вступили на опасную почву: вопросы теперь будут только множиться. С другой стороны, вы выгадали время, чтобы точнее сформулировать правильный ответ.

Ответ со ссылкой на мироздание:

«Потому что оно такое». «Так уж устроен мир». «Таковы законы физики». «Так было заведено». Нам такой ответ может показаться красивым и философским решением детской проблемы. По форме. Но на самом деле это тоже не ответ. Ребёнку он мало что проясняет, а главное — не даёт пищи для размышления. Поскольку детский жизненный опыт пока мал, на такой ответ нечего возразить, и спросить дальше тоже вроде как нечего.

Лаконичный ответ по существу:

«Солнце не может упасть. Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким. А упасть может только то, что близко от земли».

 Короткий, вдумчивый и достаточно правдивый ответ — это хорошо. Вы поняли суть, вы нашли простые слова, простой смысл: именно этого ребёнок, скорее всего, и хотел. Важный момент: не забудьте оставить место для детской фантазии.

ЧТО СКАЗАТЬ, ЕСЛИ ДЕТИ СПРАШИВАЮТ, КАК ОНИ ПОЯВИЛИСЬ? КАК ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ И ПОДОБНЫЕ ИМ ВОПРОСЫ?

         Действительно, приходит время, когда ребята спрашивают и настойчиво ищут ответа на вопросы: «Откуда появился маленький братик? Откуда берутся дети?» Эти вопросы нередко приводят родителей в смятение: им кажется, что ребенок слишком быстро развивается и интересуется тем, что ему еще рано знать.

Прежде чем отвечать на такие вопросы, нужно спросить ребенка, зачем ему захотелось это узнать. Иногда оказывается, что малыша волнует вовсе не то, как он появился на свет. Ребенок хочет узнать, откуда он приехал на эту улицу или в дом, где живет. Например, Толя поинтересовался у отца: «Откуда я взялся?» Отец объяснял очень долго и путано, а мальчик закончил этот разговор сам, сказав: «А вот обезьянка взяла и приехала из Африки».

 

Вопросы, которые задают дети, чаще всего - проявление любознательности и связаны с впечатлениями их от внешнего мира, наблюдениями. Детей интересует сам факт рождения человека, и не более. У нормально развивающегося ребенка никакого сверх особого интереса к половым вопросам нет.

Ну а если же ребенок все же заинтересовался именно этим вопросом, то необходимо говорить только то, что они хотят знать. Отвечать на вопросы нужно серьезно, спокойно, коротко. Ответ должен быть ясным: дети появляются и растут в животе у мамы. Вначале они очень маленькие, постепенно растут и, когда становятся большими, их отделяют от мамы. Для того чтобы отделить ребеночка от мамы, ей придется лечь в больницу. Этот ответ достигнет цели: ведь малыш слышал из разговоров взрослых, что мать собирается в больницу и что в семье скоро появится ребенок.

ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ВАЖНО, ПОТОМУ ЧТО:

·       Во-первых, наши ответы дают ребенку новые знания, обогащают его представления о мире;

·       Во-вторых, ответы взрослого развивают ум и любознательность ребенка;

·       В-третьих, отвечая на вопросы дошкольника, взрослый удовлетворяет его потребность в уважении.

Не стремитесь поставить ребёнка на место, поскорее отмахнуться от него. Конечно, порой их вопросы бываю несуразными, бредовыми, абстрактными, но только мы с вами сможем доступно и правильно на них ответить. Растите своего ребёнка мыслящей личностью и достойным собеседником!

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»