Инновационная педагогическая технология обучения
дошкольников определению времени по часам
Иванкина Светлана Михайловна,
старший воспитатель;
Тарасова Лидия Николаевна,
учитель-логопед;
Валькевич Ирина Викторовна,
учитель-логопед
ГБДОУ детский сад №23
комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Инновационная педагогическая технология обучения дошкольников определению времени по часам Изучением проблемы восприятия времени дошкольниками занимались известные педагоги: Б. Г. Ананьев, А. К. Болотова, Н.Я. Большунова, Л. А. Венгер, Н.Е. Веракса, А.В. Запорожец, И.В.Кононенко, А.М Леушина, А.Н.Леонтьев, А. А. Люблинская, Н. Н. Поддьяков, Т.Д. Рихтерман, А. П. Усова, И.М. Щелеванов и другие учёные. В своих исследованиях авторы подчеркивают, что без учета особенностей формирования ориентировочно-исследовательской деятельности детей, направленной на выявление пространственных и временных отношений, нельзя построить научную систему обучения дошкольников. К старшему дошкольному возрасту, дети уже хорошо понимают, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить, что оно не зависит ни от желания, ни от деятельности человека. Они учатся ориентироваться во времени, что становится возможным, если формирование адекватного представления временных интервалах, их отношениях происходит в разных видах содержательной детской деятельности. [8]. Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самостоятельно ориентироваться во времени: определять, измерять, чувствовать его длительность, чтобы планировать и регулировать свою деятельность во времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени служит основой для развития таких качеств личности как организованность, собранность, точность, что пригодится ребенку в дальнейшем при обучении в школе и в повседневной жизни. [3] . С. Л. Рубинштейн говорит о том, что «хотя временные представления обычно развиваются у детей относительно поздно (особенно когда не уделяют достаточного внимания их выработке), не следует преувеличивать их недоступности». Действительно, в детском саду не изучают, как определять время по часам, потому что необходимо понимать счёт с переходом через десяток, который изучается в школе. В программе 1 класса по математике часы изучаются бегло, очень мало практических занятий. Предполагается, что детей научат родители. Так мы учились у родителей и научили своих детей. Проблема состоит в том, что практически все родители стали мало общаться с детьми. Современные родители предпочитают включать образовательные мультфильмы и не думают, чему учат такие программы («Фунтики», «Байтик», «Лунтик», «Шишкина школа», «Разумейкин», «Занимашки»). Во всех программах детей учат называть время на зарубежный манер: 2 часа 50 минут дня, 7 часов 20 минут вечера, либо изучают время по электронным часам: 14-50, 19-20. Но в семье сами родители называют время по-другому: без десяти два, двадцать минут восьмого. Таким образом, родители передают свои воспитательные функции интернету и телевизору, и только путают детей. Некоторые родители считают, что механические часы изжили себя и ребёнку пригодятся только умения считывать цифры электронных часов. Опыт прошлых поколений подтверждает, что механические часы остаются современными. Электронные часы появились ещё в 50 –е годы прошлого столетия, массовый выпуск советских часов «Электроника» - в начале 70-х годов. Но до сих пор они не вытеснили из употребления обычные механические часы. Необходимость обучения детей определению времени по механическим часам останется актуальной до тех пор, пока существуют такие часы в быту, в общественных местах и главные часы нашей страны - Кремлёвские куранты. Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений встает проблема ознакомления детей со временем в условиях НОД и режимных моментах, учитывая преобладания наглядно-образного мышления и восприятия детей дошкольного возраста. Педагоги ГБДОУ №23 Пушкинского района Санкт-Петербурга предлагают свою инновационную технологию обучения дошкольников определению времени по часам в играх. Алгоритм инновационной педагогической технологии обучения дошкольников определению времени по часам Цель: Помочь детям понять, как определяют время по часам, используя игры и упражнения. • Предварительная работа; • Знакомство с часами; • Движения стрелок; • Определение ровного времени и половины часа; • Правая половина часов; • Левая половина часов; • Закрепление изученного материала на практике. Предварительная работа До знакомства с часами учим счёт пятёрками до 30 с помощью игр: «Букет из пальчиков». Дети, прикладывая свою руку к общему «букету», учат (как стихотворение) ряд чисел: 5,10,15,20,25,30. Далее используем контуры руки каждого ребенка. Закрепляем счёт пятёрками до 30: «Забор из пальчиков», «Веер из пальчиков». Знакомство с часами Виды часов: песочные, механические, электронные… Показ коллекции часов, собранной в группе. Песочные часы: Наблюдение за песочными часами (1минута и 5 минут). Игровые упражнения: «Что можно успеть сделать за 1 минуту и за 5 минут?» Механические часы: • Краткий принцип действия механических часов. • Внешний вид: Циферблат (арабские цифры), секундная, минутная и часовые стрелки. • Два значения слова «часы»: 1) Когда проходит 60 минут; 2) Предмет, аппарат. Движения стрелок • Наблюдение за стрелками в игровых упражнениях в течение дня. Игровые упражнения: «Как проходит 1 минута» (секундомер- 60секунд); «Как проходит 1 час - 60 минут. Что можно успеть сделать за 1 час» (механические часы); «Как двигается часовая стрелка. Что мы делали каждый час». • Особенности движения часовой стрелки. Сравнение стрелок после наблюдений. Самостоятельный вывод детей – часовая стрелка самая медленная. • Последовательность движения часовой стрелки. Какой час наступает: первый, второй, третий и т.д. Середина каждого часа. Игровые упражнения «Почему часы идут?»: Слова о времени и о часах: идёт, ходит показываем на практике. На полу имитация часов. Дети медленно идут и называют, какой наступает час. На середине останавливаются, говорят - половина. По часовой стрелке видно, что она прошла середину пути. Определение ровного времени и половины часа • Сравниваем циферблат с яблоком. Делим яблоко на 2 половинки. Называем и показываем правую и левую сторону. • Объяснение – как определить ровный час и половину часа по картинкам. • Тренировка на обычных часах. Правая половина часов • Объяснение: Минуты на часах – это только деления (не цифры). Показать, как двигается минутная стрелка каждую минуту. Обращаем внимание, что смотреть надо на полоски, деления на ободке часов: 1минута, 2,3,4,5. Стрелка прошла 5 минут. Считаем дальше: 6,7,8,9,10. Теперь -10 минут. Просчитать до 30. Там, где 30 минут- говорим ПОЛОВИНА. • Вспоминаем игру «Веер». Используем руку как 5 минут. Отсчёт по 5 минут с помощью силуэтов рук детей - сначала по порядку, затем вразброс. Левая половина часов На левой половине часов тоже 30 минут и, если убрать одну руку (это 5минут), не будет хватать 5 минут до 30. БЕЗ руки Миши станет - БЕЗ 5. Убирая ещё по одной руке, не будет хватать 10,15,20,25 минут. Тогда мы говорим БЕЗ 10, БЕЗ 15, БЕЗ 20, БЕЗ 25 минут, ПОЛОВИНА. Сравниваем правую и левую стороны часов Если посмотреть на правую и левую сторону часов, сравнить, как показывают минутные стрелки, можно увидеть, что они очень похожи: 5 минут без 5 10 минут без 10 15минут без 15 20 минут без 20 25 минут без 25 Игровые упражнения для использования в НОД и режимных моментах «Рука-стрелка» - Покажите жестами минутную стрелку часов: на 5, 10, 15, 20, 25, 30 минут. А также: без 5, без 10, без 15, без 20, без 25 минут. Варианты: 1) Показать по порядку; 2) Вразброс; 3) «Путаница» (Педагог намеренно показывает неправильно, дети исправляют - показывают правильно). Упражнения в определении времени по часам, используя часовую и минутную стрелки. Который час? Полное определение времени по часам с помощью дидактического материала и настоящих часов. Ребёнок называет время так, как слышит в семье и в социуме: двадцать минут девятого, без пятнадцати три. Знакомим детей, что существуют другие способы называть время, о которых они узнают в школе. Эффективность использования данной инновационной технологии В научных исследованиях учёных, изучающих проблемы восприятия времени дошкольниками подчёркивается, что процесс речевого выражения временных понятий у детей находится в стадии непрерывного развития, которое протекает особенно интенсивно у детей 6-8 лет, если этим процессом управлять. Однако тонкая дифференцировка временных отношений в дошкольном возрасте формируется еще медленно и в значительной степени зависит от общего умственного и речевого развития детей. [9] Авторов данной технологии заинтересовал вопрос эффективности её использования для детей одного возраста (6-7лет), но разного речевого развития. Предлагаемый инновационный продукт прошёл процесс апробации в ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга в подготовительных к школе группах: 2 группы общеразвивающей направленности и 2 группы компенсирующей направленности (логопедических группы). В логопедических группах находятся дети с тяжелыми нарушениями речи - общее недоразвитием речи (ОНР) 3 уровня речевого развития, стёртая форма дизартрии. Проведя мониторинговую исследовательскую работу, в сентябре 2016 в подготовительных группах, мы узнали, что в группах общеразвивающей направленности 2% детей смогли определению времени по часам, а в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи – никто. После внедрения технологии определения времени по часам в конце января 2017, дети показали следующие результаты: подготовительная группа общеразвивающая «Ромашки» - 71%; подготовительная группа общеразвивающая «Пчёлки» - 75%; подготовительная логопедическая группа «Звездочка» - 56%; подготовительная логопедическая группа «Подсолнушки» - 54%. Таким образом, мы пришли к выводу, что данная технология определения времени по часам, является очень эффективной. Даже дети, имеющие тяжёлые нарушения речи показали высокие результаты. Заслуживает дальнейшего применения в работе с детьми подготовительных групп ДОУ и младших школьников. Список используемой литературы: 1.А.М.Леушина. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста- М., Просвещение, 1974.- 368с. 2.Н.Я.Большунова . Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки/ Учебное пособие .-Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000-372с 3.Т.Д.Рихтерман формирование представления о времени у детей дошкольного возраста: 2- e издание. М.» Просвещение» 1991.- с 46 4.Х. Р. Шиффман. Ощущение и восприятие.5-е изд.- СПб.: Питер, 2003-928 с.: ил.-( Серия « Мастера психологии») 5.А.Н.Леонтив Лекции по общей психологии.: М., 2000- с 449 6. Локоть Н. Объемная модель: Использование ее при формировании временных представлений у дошкольников// Дошкольное воспитание – 1991 - № 1. 7. С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии- СПб.: Питер Ком, 1999.-702 с.: ( Серия « Мастера психологии») 8. Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др. Детская психология: Учебное пособие: Минск, Университетское, 1988.- 399 с 9. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов- М.: Просвещение, 1988.- 303 с.: ил. 10. Е.И. Щербакова Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студентов дошкольных отделений и факультетов, 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр « Академия», 2000.- 272 с 11. Венгер Л.А. Восприятие и ощущение 12. Болотова А.К. Формирование восприятия времени // Дошкольное воспитание – 1980 - № 11. 13. Кононенко И. Знакомство детей со временем // Дошкольное воспитание – 1981 - № Дошкольное воспитание №7. 14. Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование временных представлений //– 1988 - № 3. 15. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени // Дошкольное воспитание – 1979 - № 1. старший воспитатель;
Тарасова Лидия Николаевна,
учитель-логопед;
Валькевич Ирина Викторовна,
учитель-логопед
ГБДОУ детский сад №23
комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга