Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Старший дошкольный возраст как этап приобщения ребенка к художественной литературе

Коростелева Оксана Александровна
            Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Способны восхищаться описанием природы в стихах И.Бунина, Ф.Тютчева, А.Майкова, А.Фета, С.Есенина и других великих русских поэтов.
        Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста внушителен. Он включает песенки и заклички, но интерес детей к ним уже не так ярко выражен, как в предыдущих группах. Зато популярны считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки.
       Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояний зла и добра, не только развлекают, радуют детей, но уму-разуму учат, основы нравственности закладывают.
      В программу включены авторские сказки (А.Пушкин, Д.Мамин-Сибиряк, Н.Телешов, П.Бажов, М.Горький, Х.К.Андерсен, Р.Киплинг, О.Пройслер, Т.Янссон и многие другие), признанные ведущим жанром в мировой детской литературе.
      В подборку разных прозаических произведений включены рассказы о детях, их поступках и переживаниях, вызывающие живейший отклик у слушателей («Малыш и Жучка» В.Дмитриевой, «Чук и Гек» А.Гайдара, «Косточка» Л.Толстого); рассказы о взаимоотношениях в мире людей, животных («Лев и собачка» Л.Толстого, «Отважный пингвиненок» Г.Снегирева и др.), юмористические рассказы (В.Драгунский, Н.Носов, К.Паустовский, Л.Пантелеев, С.Георгиев и др.).
     Читать детям надо ежедневно. Это правило не должны нарушать и родители в выходные и праздничные дни, а также в те периоды, когда ребенок не посещает детский сад.
       Уже в средней группе, ближе к лету, вводится чтение «толстой» книжки по главам (чтение с продолжением). У старших дошкольников интерес к «толстой» книжке устойчивее. Читая главу за главой, интересуйтесь, что детям запомнилось и есть ли у них желание послушать, что еще ждет героев книги («Волшебник Изумрудного города» А.Волкова, «Домовенок Кузька» Т.Александровой, «Рассказы о Белочке и Тамарочке» Л.Пантелеева и т.п.).
       Воспитателю следует готовиться к общению с детьми посредством художественного произведения.
      Подготовка детей к восприятию нового произведения может осуществляться непосредственно перед чтением или же накануне; при этом используются самые разные приемы:
- в книжный уголок помещают новую книгу. Дети сами рассматривают иллюстрации, пробуют определить, к какому жанру относится это произведение (сказка, рассказ, стихотворение), о чем оно. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предложениях, хвалит за наблюдательность, называет произведение;
- воспитатель показывает предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают, называет их, объясняет назначение;
- воспитатель предлагает, ориентируясь на название, высказать предположения относительно содержания книги. Например: «Сказка Б.Заходера называется «Серая звездочка». Как вы думаете, про кого она? – начинает разговор педагог. – А вообще-то эта сказка про жабу. Почему вы нахмурились и руками замахали?».
     Непосредственно после чтения (или через некоторое время) необходимо побеседовать с детьми. Лучшему усвоению содержания способствуют следующие приемы:
- вопросы воспитателя;
- рассматривание иллюстраций к произведению;
- демонстрация рисунков и аппликационных панно, на которых изображены герои сказки, различные ее эпизоды.
     Например, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить козлика из сказки «Серебряное копытце» П.Бажова. Показывает рисунок. «Это не он, - говорят дети, у сказочного козлика на правой передней ноге серебряное копытце, ножки тоненькие, головка легонькая, на рожках по пять веток». Воспитатель еще раз предлагает детям закрыть глаза и заменяет прежний рисунок новым (козлик с серебряным копытцем, из-под которого разлетаются драгоценные камни);
- словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками – иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке. Заслушивая высказывания, задают уточняющие вопросы;
- чтение отрывков из текста по заявкам детей.
Чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, язык произведения, можно использовать следующие приемы:
- по просьбе воспитателя дети вспоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном и т.д. (после ответов детей зачитываются соответствующие отрывки);
- воспитатель напоминает один из эпизодов, просит рассказать о нем подробнее, затем зачитывает текст, а дети договаривают концовки предложений («Марьюшка была хороша – красавица писаная, и от доброты…краса ее прибавлялась»).
- драматизация отрывков, наиболее интересных с точки зрения обогащения и активизации словарного запаса.
     Необходимость в беседе по–прочитанному  очевидна, ибо любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Но нельзя забывать и о том, что ребенок прежде всего должен насладиться услышанным. Излишне подробный анализ принесет больше вреда, чем пользы.
      Перед чтением русских народных сказок полезно предложить детям присказку: «Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки. На море-океане, на острове Буяне…». В качестве присказки можно использовать уже знакомые детям и новые для них народные песенки («Лиса по лесу ходила…», «Как кот в печи пироги печет…», «Глупый Иван ни людям, ни нам…» и т.д.).
     Детей старшей группы знакомят с некоторыми обрядовыми песнями русского народа, прибаутками, докучными сказками, небылицами (народными и авторскими). Предлагают им стихи для заучивания, чтения в лицах. Структуру занятия по заучиванию стихотворения: чтение без установки на заучивание, чтение с установкой на заучивание; последовательный анализ текста по логически завершенным отрывкам; подведение детей к тому, как правильнее прочесть определенную часть стихотворения; упражнение детей (трех-пяти) в декламации отрывка, завершающее чтение стихотворения воспитателем.
      Прежде чем прочесть очередной отрывок, педагогу следует проговорить предыдущий, а затем новый, чтобы ребенок как можно чаще слышал текст.
     Не призывайте детей читать стихотворение хором. При индивидуальном чтении обращайте внимание не на громкость речи, а на ее выразительность и естественность интонации.
       Чтобы дети не забывали пройденный материал, каждое очередное занятие по ознакомлению с произведениями художественной литературы следует начинать с повторения:
-Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением С.Я. Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете?.
     Следует также чаще напоминать детям отрывки из знакомых программных произведений на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, проводить литературные викторины, литературные калейдоскопы.
     Интересуйтесь, какие из прочитанных сказок, рассказов нравятся детям. Предлагайте прочесть любимое стихотворение.
   В целях повышения значимости книги в сознании современного дошкольника мною разработан долгосрочный годовой проект  по теме: «Почитаем вместе».
1 раздел: «От папируса до компьютера». На книжных полках я разместила предметы, которыми пользовались люди в древние времена: камень, папирус, береста. На следующей витрине я разместила различные предметы письменности (перья гусиные и металлические). Завершает экспозицию  компьютер. Это то, на чем современные писатели пишут свои произведения.
Отметила, что в 1574 году Иван Фёдоров создал азбуку и печатный станок.
Выставка предназначалась для детей и родителей.
2 раздел: В данном разделе я рассказываю о создателях книги (писателях и художниках). Особое внимание при рассматривании книг, я уделяю иллюстрациям. Хочется познакомить детей не только с писателями, поэтами, но и замечательными художниками, которые иллюстрируют  эти произведения.
Каждый из них способен передать характер героев по-своему. Например, если взять сказку «Три медведя», то мы сможем увидеть, что каждый художник характер героев передает по-своему. Ребенок, рассматривая иллюстрации, сможет сравнить, насколько разные рисунки бывают к одной и той же сказке.
Рекомендую родителям посетить библиотеку вместе с ребенком и взять книгу иллюстрированную  знакомым художником.
3 раздел: «Современная книга». Здесь я разложила ауди-библиотеку и видео-библиотеку. Объяснила детям, что сказки могут читать не только мама или бабушка, их можно услышать в исполнении известных актеров с музыкальным сопровождением.
4 раздел: Этот раздел состоит из совместной работы детей и родителей – книжек – самоделок. Это очень увлекательный раздел. Здесь родители проявили творчество, воображение, полёт мысли и фантазии. Каждая семья оформляет книжку и приносит ее в детский сад. Я читаю все книжки детям вслух и кладу их в книжный уголок для самостоятельного просмотра. Родители и дети смогут в любое время посмотреть и почитать понравившуюся им книжку.
5 раздел: «Книжкина аптечка». Здесь я предлагаю детям рассмотреть предметы, при помощи которых, можно вылечить «заболевшую» книжку. В контейнере сложены: скотч, ножницы, клей, пленка самоклейка и др. Также на витрине разместила иллюстрации, на которых изображены правила пользования книгой. Например: Книгу нельзя мочить! Книгу нельзя бросать и т.д.
Я заранее приготовила каждому воспитаннику книгу, которая нуждается в реставрации. Это задание для совместной работы родителей и ребенка.
6 раздел: 2 апреля – День книги. Организовала экспозицию книг «Золотые книги нашего детства». На экспозиции представлены книги, сохраненные родителями, бабушками, дедушками.
6 раздел: «День открытых дверей». Мы пригласили родителей на совместную деятельность педагога с детьми. Мероприятие проходило в игровой форме. Например: Я просила ответить детей на следующие вопросы:
-Назови, в каких сказках есть числа 1,2,3? («Три медведя», «Три сестрицы под окном…» и др.)
-Кто друзья буратино?
-Какие волшебные слова у повести-сказки В,Катаева? («Лети, лети лепесток…»).
-Подбери стихотворение к своему настроению.
-Что хорошего и плохого в литературных героях (Баба-Яга, Емеля и др.).
7 раздел: Оформление стендов в родительском уголке: «Книжкин дом», «Устами ребенка». Здесь представлены фотоматериалы тематических экскурсий в библиотеку.
8 раздел: Оформила групповую библиотеку, в которой книги располагаются по разделам. Разделы разделяют разделители. Библиотека в свободном доступе и дети охотно ею пользуются.
9 раздел: «В гостях у сказки». Здесь находятся куклы «живые руки», плоскостной театр на фланелеграф, настольный театр, теневой театр.
Планирую создать литературную гостиную «У камина». Это будет своего рода уголок релаксации. В гостиной мы включим мягкий свет, который будет падать с левой стороны. Поставим столик, удобное кресло. Самый главный атрибут этого уголка будет конечно – искусственный камин. На полу будут лежать мягкие подушки и каждый ребенок сможет разместиться у камина и обсудить с детьми воспитателем понравившуюся ему книгу. На стену повесим бра. В таком уголке каждый ребенок сможет почувствовать себя как дома.
В итоге проделанной работы мне удалось добиться следующих результатов:
- Родители стали интересоваться списком книг предлагаемых программой по возрасту детей;
- Дети эмоционально рассказывают произведения прочитанные дома с родителями;
- Речь детей стала образнее и богаче.
Считаю, что данная работа над повышением значимости книги в сознании дошкольников дает положительную динамику. Все вышеперечисленное помогает поддерживать интерес к книге, к сказке, развивает творчество и воображение. И конечно объединяет семью за любимым делом «домашним чтением».
 
Литература:

 
  1. Гриценко, З. Пришли мне чтения доброго! / З. Гриценко // Дошкольное воспитание.- № 8.- 2003. – С. 108 – 111.
  2. Короткова, Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста  / Н. Короткова // Дошкольное воспитание, №  (8), (9).- 2001.- С. 34-43.
  3. Тихомирова, И.И. Воспитать талантливого человека. Новые книги для организаторов детского чтения / И.И. Тихомирова // Библиотечное дело. – 2005. - № (10). – С. 31.
  4. Тихомирова, И.И. Интерес к чтению: как его пробудить? / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. – 2001. - № (6). – С. 14.
  5. Фурсова, Н.И. Вернем уют домашнего чтения / Н.И. Фурсова // Школьная библиотека. – 2002. - № (7). – С. 50.
  6. Чтение как национальная идея // Библиотечное дело. – 2006. - № (1).
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»