Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Я играю целый день, мне играть совсем не лень

 Логинова Ирина Владимировна,
старший воспитатель в ГБОУ прогимназии № 677
Выборгского района Санкт-Петербурга.

     Игра — это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава.   Игра — это жизнь, преломленная сквозь психику ребенка.

     Личностные качества ребенка формируются в активной дея­тельности. В дошкольном возрасте  ведущая деятельность — игра.

     Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем раз­нообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь. Игра не­заменима в период дошкольного детства.

     Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, экспериментирует, проявляет инициати­ву, творчество. Во время игры формируются внимание, воображе­ние, память, мышление, развиваются активность и самостоятель­ность.      

     Именно в игре складываются первые положительные отно­шения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами сверстников. В игре ребенок имеет возможность реализовывать и углублять свои знания. Через игру он входит в мир взро­слых. В игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо разных предметов их заместителей.

     Использование внешних реальных заместителей пере­ходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительно­сти и применять их при решении разнообразных умственных задач.

     Взрослый не должен вмешиваться в игру, управлять ею, руко­водить играми детей. Его задача — создавать условия для того, что­бы игра началась и развернулась. Вступая в игровое общение, взро­слый получает возможность экономно, без лишнего нажима, мора­лизирования руководить деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты.

     На втором году жизни к самостоятельной игровой деятельности детей относятся подвижные игры с мячом, игрушками-двигателями (машиной, тележкой), влезание на горку и слезание с нее, на улице зимой катание на санках и др. Большое место занимает познавательная ориентировочная деятельность. Она проявляется, прежде всего, в рассматривании окружающего, затем в наблюдении, рассматривании картинок, книг. Удовлетворяя свои потребности в познании окружающего, ребенок много действует с предметами. Во втором полугодии второго года жизни у ребенка наблюдаются предметно-игровые условные действия с игрушками — куклой, собакой, зайчонком и др. При этом дети уже первого полугодия не только воспроизводят разученные действия с предметами, но и отображают то, что сами часто видят в жизни.

     Во время самостоятельной деятельности малыши по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослым. Большую радость доставляет им включение взрослого в игру. Ребенок наблюдает как действует взрослый, обращается к нему, демонстрируя результаты своей деятельности, и просит вместе посмотреть книги, нарисовать ему что-то, помочь исправить сломанную игрушку т.п.

     Одним из условий, от которого в большой степени зависит развитие игровой деятельности ребенка, является правильный подбор игрушек, пособий. Игровая деятельность детей третьего года жизни более разнообразна: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, предметная деятельность, движения, ориентировочно-познавательная дельность, наблюдение, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, проявление элементов трудовой деятельности в виде самообслуживания, выполнение практических поручений взрослого.

     Сначала взрослому необходимо быть ведущим в игре, тогда ребенок-зритель начнет присоединяться к игре. Затем взрослый должен помочь ребенку выбрать игрушки и научить действовать вместе. После  этого ребенок начнет играть. Взрослому необходимо поощрять успехи ребенка, и тогда совместная игра станет желанной. На следующем этапе взрослый должен снизить свою активность, после чего у ребенка увеличится свобода действий, возрастет активность, и он научится играть самостоятельно. А самое главное, у малыша возникнет желание иметь партнера по общению.

    Организуя игру детей, взрослый, прежде всего, воздействует на их эмоциональное состояние, поддерживает положительные эмоции. Особенно радуют малышей совместные переживания при наблюдении за окружающим, совместные игры. При этом взрослый направляет малышей на игру. Если ребенок не может найти себе дело, взрослый обучает его тем действиям, которыми он еще не овладел, переключает ребенка с одного вида деятельности на дру­гой, усложняет его деятельность, продлевая ее, оценивает поступ­ки малыша, его действия.

     Во время игры взрослый формирует поведение ребенка: учит выполнять правила игры, показывает, где и с какой игрушкой удобнее играть (за столом, на полу, у окна), воспитывает береж­ное отношение к игрушкам, учит не разбрасывать их, убирать на место.

     Совместные игры открывают большие возможности для форми­рования личности ребенка, проявления им инициативы, самостоя­тельности, любознательности. Под руководством взрослого, играя с ним, ребенок учится выполнять определенные его требования: со­брать игрушки и положить их на свои места, возвратить отобран­ный у другого ребенка предмет. При этом дети должны хорошо усвоить значение слов «нельзя» и «можно».

     В совместной игре обогащаются впечатления ребенка: например, в присутствии малышей взрослый может погладить ленточки, по­лить цветы, пришить пуговицу, на улице расчистить дорожки от снега, вызывая при этом интерес к своей работе. На прогулке мож­но понаблюдать за игрой старших ребят, за действиями взрослых. Специальный показ тех или других действий обогащает опыт ре­бенка: он самостоятельно купает куклу, кормит ее, укладывает спать.

     Показатель правильно организованной игры детей — их хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, по­ложительные взаимоотношения, частые обращения ребенка к взро­слому по поводу игры, достаточное количество соответствующих возрасту речевых реакций, сопровождающих самостоятельную дея­тельность ребенка.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»