Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Знакомство дошкольников с народными промыслами
при помощи интерактивных технологий

Курина Людмила Николаевна,
ГБДОУ д/с №6
Выборгского района Санкт-Петербурга
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Аннотация. В данной статье предлагается рассмотреть использование приемов и инструментов интерактивного устройства Mimio Studio при знакомстве дошкольников с народными промыслами.
Народное декоративное искусство – одно из важных средств художественного восприятия детей дошкольного возраста. Процесс познания народного искусства должен начинаться как можно раньше. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Важнейшим средством развития представлений о народных традициях, является декоративно – прикладное искусство. Знакомство с видами народных промыслов способствует развитию у детей таких черт, как коммуникативность, чувство коллективизма, человечность, а в дальнейшем и чувства патриотизма.
В своей работе мы используем интеграцию традиционных (классических) методов обучения и современных (интерактивных). Такое соединение методов ведет к повышению эффективности и качеству воспитательно-образовательной работы с детьми. Интерактивные технологии открывают принципиально новые дидактические возможности в сфере знакомства и изучения народных промыслов, позволяют реализовать дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития познавательных интересов. Интерактивные методы являются надежным способом достижения успеха, позволяют управлять коммуникативными процессами, воздействовать на процесс принятия решений и обучения через практику.
Для работы с детьми нами были разработаны интерактивные проекты «Веселая ярмарка», «Золотая хохлома в русских народных сказках», которые позволяют разнообразить работу по изучению народных промыслов и дают возможность рассматривать материал с использованием интерактивных приемов работы. Данный материал рекомендован для использования как в совместной, так и в непосредственно-образовательной деятельности.
Чтобы привлечь внимание детей к народному искусству и активному участию к работе с проектами, мы предлагаем задания - приветствия:

Используя сюрпризные моменты в виде героев – помощников, дети с удовольствием погружаются в игровую деятельность. Выполняя интерактивные задания, они проявляют интерес к запланированной теме.
Знакомя детей со средствами выразительности народных промыслов (орнамент, элементы узора, колорит, композиция), а также при закреплении материала можно использовать страницы «Волшебный сундучок», «Травный узор», разработанные в наших проектах.

Применяя возможности интерактивной доски, дети с удовольствием перемещают по экрану предметы, необходимые для решения поставленной проблемы.
Для закрепления материала по декоративно – прикладному искусству разработаны дидактические игры, которые пользуются большим успехом у дошкольников.
В дидактической игре «В гостях у мастера» дети тренируются в нахождении предметов определенного промысла из ряда, предложенных, синтезируя их по видам декоративно – прикладного искусства. При выполнении задания возможна самостоятельная оценка своего результата. Это достигается анимацией «Затухание» на мольберте у художника.
 
В игре «Карусель» у детей развивается способность выбора. Дошкольники должны отобрать только глиняные игрушки и выполнить задания, которые им предлагаются. Используя панель интерактивных инструментов можно проводить различные манипуляции с предметами (обвести, зачеркнуть, выделить), в зависимости от цели, которую ставит перед собой педагог.
Дидактическая игра «Собери целое» представлена в виде задания «Склей кувшин». Собирая разрезную картинку, ребёнок учится логически мыслить, тренирует пространственное восприятие, память. Для  старших дошкольникам игру можно усложнить, спрятав образец.
Задания на развитие памяти, зрительного восприятия и внимания также представлены в игре «Запомни и повтори». Используя анимацию «шторка» при выполнении задания педагог может выбрать разный уровень сложности, учитывая индивидуальные способности ребёнка.

В наших интерактивных  проектах прослеживается интеграция образовательных областей. Так, например: «Деревенский дворик», «Рыбаки и рыбки». Выполняя задания по речевому развитию, познавательному развитию (ФЭМП), дети, так или иначе, оказываются в атмосфере народных промыслов, так как в роли персонажей выступают глиняные игрушки. На данных страницах проекта, используя панель инструментов, дошкольники перемещают, выкладывают, составляют предметы в соответствии с данным заданием.
 
Вовлекая детей в игру «Сервируем стол» мы не только закрепляем и систематизируем знания о сервировке стола, но и выполняем задания по познавательному развитию (ФЭМП). Идет работа над закреплением порядкового счёта, дети учатся сравнивать количество предметов. Также педагог обращает внимание детей на то, что предметы могут принадлежать героям сказки. Используя анимацию «выдвижение справа» дети угадывают героев сказки «Три медведя», которые делают акцент  на красоте представленной посуды. Используя игровые приемы, педагог привлекает внимание детей к изучению народного промысла «Хохлома». 

 В проектах представлены задания на развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической). Это работа с мнемотаблицами, пословицами, загадками на тему народных промыслов.

Использование мнемотехники повышает интерес к произведению, превращает разучивание стихотворения в игру, облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. Возможности интерактивного устройства, позволяют разнообразить данный прием. Расширяется круг заданий, детям предлагается соотнести цифру с картинкой в нужной последовательности, в соответствии с текстом. При помощи анимации «затухание» можно убрать текст и рассказать произведение по картинкам. В усложненном варианте педагог меняет местами картинки и предлагает детям выстроить их в необходимом порядке, так как этого требует данное стихотворение.
Благодаря интерактивным технологиям дошкольники проявляют большой интерес к работе над пословицами. Ведь в проекте детям предлагается не только продолжить высказывания, но и  дается возможность самостоятельно проверить правильность выполнения задания. Для этого, напротив каждой пословицы, помещен шар, за которым скрывается правильный ответ. Лопая шарики, дети убеждаются в правильности своих ответов. Далее ребятам предлагается сформулировать общий смысл всех пословиц, тем самым совершенствуются навыки рассуждения и логического мышления.
Использование интерактивных технологий в работе с детьми дошкольного возраста ведет к повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений.
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»