Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Музыкально-ритмические движения, как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста на примере праздников и досугов

 

Чечурина Алла Игоревна,
музыкальный руководитель ГБДОУ №46
                                                                                   Кировского района  Санкт-Петербурга

Актуальность темы:

Музыкально -  ритмические   движения - один из видов музыкальной деятельности, который помогает детям полюбить музыку, расширить музыкальный кругозор, формировать   эмоциональную сферу, совершенствовать мышление. Система упражнений, выстроена по принципу "от простого к сложному, с учетом всех необходимых музыкально - ритмических навыков и возрастных особенностей детей.  Формирование музыкально-ритмических навыков осуществляется в таких формах музыкальной деятельности, как музыкальные занятия, праздники и развлечения, досуги.

Задачимузыкально-ритмических движений: 1) научить детей согласовывать движения с характером музыки, выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски;2) развивать художественно-творческие способности, которые проявляются у детей в своеобразном индивидуальном выражении, игрового образа.

Использование различных видовмузыкально-ритмических движений:

Общеобразовательные упражнения– на различный характер и способ движения, упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног, с предметами и без них.

Имитационные движенияразнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений и состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях).

Плясовые движенияэлементы народных плясок и детского бального танца (упражнения, включающие современные ритмические танцы и разнонаправленные движения для рук и ног, сложные движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, шаг с «каблучка», вальсовый шаг и др.

Развитие умений ориентироваться в пространствесамостоятельно перестраиваться в круг, становиться в пары друг за другом, в несколько кругов, в шеренгу, в колонны, выполнять перестроения на основе танцевальных композиций (змейка, спираль и др.).

Методы обучения детей музыкально - ритмическим   движениям, танцам, играм:наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки), наглядно-двигательный (показ игр, плясок, отдельных ритмических упражнений), словесный (указания, пояснения в ходе выполнения движений), упражнения в умении воспринимать и передавать образ, продиктованный песней или музыкой.  Эти методы позволят ребёнку более осознанно усвоить содержание и характер произведений. Обучение по музыкально-ритмическому движению имеет два раздела: музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения.

Музыкально-ритмические навыки- дети раннего возраста осваивают музыкально-ритмические навыки в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, упражнений. Например, в игре «Поезд» на музыку Е. Тиличеевой яркую роль играет темп, который соответствует замыслу пьесы, передающей образ медленно отходящего от станции поезда и постепенно ускоряющего движение. С изменением темпа музыки меняется и темп действий детей.  В игре «Кто скорее?» на украинскую народную песню, в соответствии с акцентами, обозначенными в музыке и передающими ее характер дети ударяют в бубен, вызывая друг друга на соревнование. 
Выразительные движения: Чтобы дети могли двигаться в соответствии с характером музыки, должен  быть  определенный запас движений.  Простые движения: топ, шлеп, хлоп   являются важной базой для развития ребенка.  Выполняя эти движения ребенок осваивает определенный ритм, темп, мелодию. Занятия должны включать чередование  активных движений с ходьбой  и упражнениями, успокаивающими дыхание. Детей нельзя чрезмерно перегружать, это может привести к чрезмерным психоэмоциональным и сердечно-сосудистым перегрузкам.

Основные движения: ходьба, бег, прыжки, движения с включением различных предметов, перестроения, хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов, плясок. На занятиях могут применяться следующие упражнения: «Ходьба различного характера», «Найди свое место в колонне», «Побегаем», «Стройте круг», «Цирковые лошадки», «Пружинки», «Смелые наездники», «Кто лучше пляшет». Используются следующие пляски и танцы: «Пляска с притопами», пляска «Топотушки», танец «Цветочки и жучки», танец «Полька», хороводы: «На горе-то лен», «Веснянка». В инсценировке сюжета песен, программной музыки, дети, передают музыкально-игровые образы, используя мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом много выдумки, фантазии, творчества   (Игры: «Ай, дили- дили»,«Именинный торт).
Даются  некоторые несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа и др.) , элементы детской пляски: различные движения и повороты кистями рук, притопы, хлопки и т. п.  На музыкальных занятиях большое внимание  нужно уделять  правильной осанке, точной координации движений рук и ног. Характер ходьбы может меняться в зависимости от сопровождающей ее музыки: энергичной, четкой, бодрой при звучании торжественного марша; плавной, спокойной под звуки напевного хоровода; осторожной, вкрадчивой при передаче образа подкрадывающейся лисы и т. д. Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения   являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях. Важен правильный подбор музыкальных произведений для занятий, от которого во многом зависит воспитание хорошего музыкального вкуса. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Музыка может быть любого жанра, главное, чтобы она была понятна детям.На праздниках, развлечениях и досугах происходит закрепление полученных музыкально- ритмических навыках на занятиях.

Сценарий досуга  в старшей группе «В  мире  танца»

Цель:-Формирование представления детей старшего дошкольного возраста о различных танцевальных жанрах;

-вызывать у детей эмоционально положительное отношение к досугу, желание   активно участвовать в нем.

Оборудование
Проектор и экран для просмотра видеоклипов танцевальной музыки
Атрибуты для танцев и игр.
Костюмы для танцев.

В музыкальный зал под музыку входят дети  и гости.

Ведущая. Здравствуйте дорогие ребята и наши уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в музыкальном зале. 29 апреля, весь мир празднует -Международный день танца, который стали отмечать начиная с 1982 года. В этот день был рожден  известный французский балетмейстерЖан-Жорж Нове́рр (дата рождения -29 апреля 1727),именно он является создателем хореографического, танцевального искусства.

К нам праздник пришел и красиво назвался:
"Я - праздник веселья, мелодии, танца.
Я - праздник любви золотой и удачи.
Я делаю радостней всех и богаче!"
Да здравствуют танцы разные —
Балетные и эстрадные
Народные и классические
Спортивные и величественные!
Быстрые и медленные,
Временем проверенные,
Старинные и современные!
-Искусство танца волшебное! Танец - это прекрасная музыка Танец - это всегда хорошее настроение.

Звучат фанфары.

Ведущая.Мою загадку отгадайте, какой танец наш первый гость?

Этот танец так прекрасен,

Времени он неподвластен.

Пары движутся, кружась,

А зовется танец ….( Вальс)

 

Родиной вальса  считают сразу три страны: Францию, Германию и Австрию. Слово “вальс”  с франц. языка обозначает  – кружиться. Слушая этот плавный, красивый танец, в нем  чувствуешь чередование  трех звуков, с ударением на первом: раз, два, три; раз, два, три. Вальс танцуют так, как подсказывает музыка, кружась. Танец, обаянию которого уже два века покоряется весь мир. Знаменитый австрийский композитор   Иоганн Штраус  был назван “королём вальса, т.к.  сочинял самые красивые  мелодии вальсов.

 

Звуки вальса тихонько коснулись души, 
В глубину всех сердец незаметно проникли.
Пригласить свою даму на танец спеши, 
Пусть сердца закружат в зачарованном ритме

 

Дети исполняют «Вальс». И. Штрауса

Ведущая. А теперь новая загадка, отгадайте, кто наш следующий гость?

С тобой мы движемся по кругу,

И держишь ты меня за руку.

Но не устали мы нисколько,

Веселую танцуя …..(Польку)

А сейчас мы познакомимся с танцем- полькой. Полька — чешский танец,  в переводе с чешского языка«полька» означает «половина», ее основное движение — легкие полушаги. Полька – это легкий и стремительный, быстрый задорный танец, полон веселья и радости.

Дети польку танцевали.
Их костюмы украшали:
Юбки яркие – плиссе
И румянец на лице,
А нарядные жилетки
         У ребят, рубашки в клетку
 Дополняли карусель
        Ярких красок всех мастей.

Дети исполняют «Польку» С. Рахманинова

Ведущая.С течением времени хореографическое искусство развивалось, менялось, усложнялось. Танцы стали более энергичные с элементами гимнастики и акробатики. Одним из таких танцев стал «Рок-н-ролл». Родиной рок-н-ролла по праву считается США, его танцевали все – от мальчишек до английской королевы. Рок-н-ролл в переводе означает «кручусь-верчусь», это парный танец.

Рок-н-ролл, не просто танец,
Это свет сияний звезд
Русский, чех, американец,
Его  пляшут от души!
 Исполняется «Рок-н-ролл» Ю. Свительниковой

Ведущая. Итак, ребята наше   танцевальное путешествие продолжается дальше, но пришло время  нам с вами  немного отдохнуть и  поиграть.

Музыкально-подвижная игра на определение жанра музыкального произведения(Все играющие делятся на две группы. Каждая колонна детей выбирает себе карточку с определённой картинкой и мелодией. Как только зазвучала одна из мелодий, группа выбравшая её, должна выполнить движение по характеру музыки. Музыка может звучать в разном порядке.)

Ведущая. А теперь покажите, какие вы внимательные.

Игровой массаж:(Поглаживающие движения отдельных частей тела в определённом порядке в образно-игровой форме для рук и ног).

- Я в ладоши хлопаю (хлопают в ладоши)

-И ногами топаю (топают ногами)

-Ручки разотру, тепло сохраню (растирают ладоши)

-И ногами топаю (топают ногами)

-Ладошки, ладошки, утюжки-недотрожки (растирают ладони).

-Вы погладили ручки (поглаживания предплечья и плеча)

-Вы погладьте ножки, (поглаживаем голени ладонями обеих рук)

-Чтобы бегали по дорожке.

Ведущая. А теперь наше танцевальное путешествие продолжается дальше. В каком бы веке мы не жили, какими бы яркими и стремительными не были современные ритмы, но мы - россияне должны знать и помнить русские песни и танцы. Русские народные танцы имеют глубокую историю и берут свои корни еще с Древней Руси. К русским народным танцам относятся: задорные огромные хороводы, пляски и народные массовые гуляния, что были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников. Русский танец –жизнерадостный, озорной, яркий. Русский танец не танцуют, а словно рассказывают что-то…. Взглядом, мимикой, жестами, танцующий передает какую-либо историю, не хуже настоящего театрального актера.

Закружились хороводы
Колесом: и вкруг, и вспять!
Пробудился дух народный –
Русской пляски не унять!

Словно радуга живая 
В ярких красках расцвела,
Огневая, вихревая
Пляска русская пошла.
Дети исполняют  русский танец «Весёлые ложкари».

Ведущая. Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в мир танца, надеюсь для вас оно было интересным и увлекательным!

С международным днем танца, друзья,
Мы от души горячо поздравляем,
Тех, кто родился искусство, любя,
Тех, кто божественным танцем пленяет.
Танцем как речью возможно сразить:
Можно влюбить или возненавидеть,
Можно отвергнутым, раненным быть,
Можно влюбиться, плохого не видеть.
Танец на всех мировых языках,
Заговорит пускай без остановки,
Пусть в наших душах и наших сердцах,

Неуловимые слышатся нотки.

Ведущая  прощается, дети под музыку выходят из зала.

Список использованной литературы

1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.

2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. - С-Пб.: - 2000. - 217. с.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

4. Ветлугина Н.А. Содержание музыкального воспитания и обучения на занятиях // Система эстетического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1962

5. Картушина М.Ю. Народные праздники. - М.: ТЦ Сфера. 2006. - 319 с.

6. Метлов Н.А. Музыка детям. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - М., 2005.

8. Музыкальное образование. /Под ред. Л.В. Школяр. - М., 2001.

9. Радынова О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры // Музыкальный руководитель. - 2005. - №3.

10. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

11. Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности // Музыкальный руководитель. - 2009. - №5.

12. Тарасова К.В. Музыкальная работа и руководство ею в дошкольном учреждении. // Музыкальный руководитель. - 2007. - №.1.

 

 

                       

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»