Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Условия организации и работы дошкольников в цветниках

Агишева Алла Петровна,
воспитатель д/с №104
Выборгского района Санкт-Петербурга

Земельный участок детского сада, особенно в городских условиях, —  это место игр, прогулок и занятий. Осенью, зимой и весной дети проводят на участке большую часть дня, а летом – практически все время.

На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знания об окружающем мире, воспитывает бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.

 

На участке детского сада непременно должны быть цветы. Они украшают участок, делают его уютным, живописным и радостным, а, также, дают воспитателю богатый материал для работы с детьми.

 

 

Схема разбивки цветника на участке дошкольного учреждения

 

Наиболее распространенными формами цветочных насаждений являются клумбы, рабатки (узкие длинные цветочные грядки прямоугольной формы) и газоны. В цветочном оформлении важно правильно отобрать декоративные растения (по высоте, форме и окраске цветков, по времени цветения). Нужно учитывать и требования растений к свету, почве и влаге.

 

Клумбы не должны быть сложными по форме. Лучше всего выглядят клумбы круглые, овальные и четырехугольные. Они должны быть такими, чтобы ребенок мог достать рукой до их середины (диаметром около 70 см). Разбивая клумбы, необходимо самые высокие растения сажать в центре, по мере удаления к краям — растения средней высоты, по краю — очень низкие бордюрные.

 

Не стоит забывать и про вертикальное озеленение: дикий виноград, хмель, душистый горошек или декоративная фасоль могут скрывать стены беседок на игровых площадках, украшать фонарные столбы, оплетать забор по периметру детского сада.

 

Для цветника надо подбирать такие растения, которые не требуют сложного ухода, дают разнообразные по окраске и форм цветы с приятным запахом, яркую зелень, а, также, имеющие названия, которые дети легко могут выговорить. Хорошо иметь такой ассортимент растений, чтобы иметь непрерывно цветущие клумбы с ранней весны и до поздней осени. Для ранне-весеннего цветения сажают прямо в грунт с осени луковичные растения — тюльпаны, нарциссы. По окончании цветения ранневесенних растений на эти же клумбы высаживают рассаду летников, например, астр или бархатцев, цветущих до глубокой осени.

 

Однолетники сажать целесообразно – воспитатель с детьми могут вырастить рассаду в группе, высадить ее в грунт, а затем вместе прослеживать развитие растений до созревания и сбора семян.

 

Многолетники, также, должны присутствовать на участке детского сада – они гораздо выносливее и требуют меньших затрат труда и времени для ухода за ними, они самостоятельно разрастаются с каждым годом, образуя целые заросли цветов и пышной зелени.

 

Трудовые условия

 

При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать гигиенические правила: работать не в жаркие часы дня, а утром и вечером. Одежда детей должна быть удобной, не стеснять их движений. Рабочая поза детей должна быть правильной. При рыхлении тело должно быть выпрямленным, при переносе воды ведра и лейки дети должны носить в двух руках и т.д.

 

Продолжительность труда в младшей группе колеблется в пределах 5—7 минут, в средней — от 10 до 15 минут с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.

 

Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. Для этого виды труда необходимо чередовать, учитывая его характер (чтобы в работу включались разнообразные группы мышц, анализаторы). Менее напряженные трудовые процессы должны сменяться более напряженными, работа - отдыхом.

 

Детское оборудование должно соответствовать росту и силам детей, их возможностям, быть правильной конструкции, например лейка для полива с двумя ручками, расположенными сверху и сбоку. Только при этих условиях труд будет способствовать укреплению организма ребенка. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны, исправны и вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь. Он должен храниться в доступном для детей месте и в количестве, необходимом для каждого ребенка. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю (правильно его хранить, чистить, мыть, убирать после работы). Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.

 

Для уборки участка и работы в цветнике используется следующий инвентарь: лопаты для перекопки земли, вскопанной взрослыми (лоток лопаты 15х13 см, длина ручки 75-80 см); деревянная лопата для расчистки участка от снега (длина ее с лотком от 80 см до 1 м, лоток 12х14 см, диаметр ручки - 2 см); грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд), примерное количество зубьев  7, расстояние между ними  2,3-2,5 см, высота зубьев  5 см, длина гребенки 20-22 см, длина граблей 100-110 см, сечение ручки  2-3 см; метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора: длина палки 1 м, диаметр от 2 до 2,3 см; носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев  (длина 20-25 см, ширина  20 см, высота бортика  3-4 см, длина с ручками  100-110 см; тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков (высота бортов  20 см, длина вместе с ручками 100 см, длина бортов 30-40 см, диаметр колеса  12 см). Нагрузка для детей старшей группы 3 кг, для подготовительной – 4 кг; трамбовка для снега, движок для сгребания свежевыпавшего снега; скребки металлические; санки, корзины или ящики для перевозки снега; ведра вместимостью 1,5-2 л.; лейки вместимостью до 2 л.; совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы (длина лотка  10 см, ширина  7-8см, длина совка 16-20 см); ручные цапки-«кошки» для рыхления земли.

 

Организация совместной деятельности педагога и детей в цветнике

 

Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Его организуют в форме поручений, дежурств, коллективного труда, занятия. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, узнают, какие условия нужны для их выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни.

 

Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, по мере надобности показывает нужные приемы, сообщает знания, но делает это по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитывая трудолюбие, педагог постепенно объясняет детям и значение ухода для роста растений, сообщает сведения, но не ставит это главной задачей.

 

Поручения – это самая доступная форма организации детского труда, это обращённая к ребёнку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое задание. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение они имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.

 

Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений: с помощью воспитателя поливать растения, сеять крупные семена цветов.

 

Дошкольники средней группы выполняют те же трудовые поручения уже самостоятельно. У них нужно воспитывать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, прививать навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определяется почва, солнечный свет, тепло, влага и т.д.). При этом надо заботиться о том, чтобы дети испытывали радость от труда.

 

У старших дошкольников необходимо воспитывать привычку работать по собственному желанию, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми.

 

Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются общественные мотивы труда, этот труд воспитывает в детях ответственность, гуманность, заботу об обитателях уголка природы.

 

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая на участке, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка.

 

Доступные виды работы в цветнике для детей

 

Обработка почвы. Этот вид деятельности доступен только детям старшего дошкольного возраста. Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые, дети перекапывают вторично. Воспитатель подробно объясняет, как нужно пользоваться лопатой, переворачивать землю. Также, дети принимают участие в разравнивании земли граблями.

 

Посев семян. Эта работа доступна для детей всех групп. Предварительно воспитатель сообщает, семена какого растения дети собираются посадить, знакомит с благоприятными для проращивания условиями (влага, тепло), возможно дополнительно рассмотреть уже проросшие семена и росточки.

 

Рыхление. Это могут делать дети старшей и подготовительной групп. Воспитатель обращает внимание на уплотненную почву, затем с помощью цапки показывает как рыхлить. Каждому ребенку выделяется участок для работы.

 

Прополка. Проводится с детьми старшей и подготовительной групп. Первое знакомство с сорняками происходит на занятии. Воспитатель обращает внимание, что всходы не одинаковы и растут в разброс, а не рядками, объясняет, чем вредит сорная трава для посаженных растений и подробно учит, как нужно удалять сорняки. При занятии этой работой важно, чтобы дети долго не находились в одном положении (предлагается то собрать траву, то унести ее и т.д.). Прополка способствует выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке и умению преодолевать трудности.

 

Поливка. Поливкой занимаются все дети. Воду подносят взрослые, т.к. ребят больше привлекает сам процесс выливания воды (т.е. поливки). Воспитатель показывает, как держать лейку, куда лить воду, с какой высоты.

 

Сбор урожая. В конце сезона можно устроить Праздник Цветов – стол украшается собранными цветами со своего цветника, организуется выставка детских работ из природного материала, рисунков и календарей наблюдений природы за весь год. К октябрю старшие дошкольники пересаживают из цветника в горшки цветущие растения с бутонами (астры, хризантемы, гвоздики и др.) и вносят их в помещение. Ими украшают зал, групповые комнаты, лестничные пролеты. В результате дети испытывают большое удовлетворение, у них появляется уверенность в своих силах и убежденность, что они делали настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.

 

Дидактические игры

 

«Найди по описанию». Учить детей узнавать растения, ориентируясь на словесное описание взрослого и называть их. Развивать связную речь. Детям называют форму листа, окраску и форму цветка растения, а дети отгадывают.

 

«Что растет на клумбе?» Предлагать описывать растения и сравнивать их по высоте стебля, листьям, форме и окраске цветка. Рассказать и в процессе работы показать, что у многолетних растений на зиму отмирают надземные части, а весной отрастают вновь. У некоторых травянистых растений луковицы и корневища сохраняются зимой в земле.

 

«Магазин цветов». Учить детей описывать характерные признаки определенного растения. Развивать кругозор, речь детей. «Продавец» внимательно слушает «покупателя», который рассказывает, какое растение ему нужно, не называя его. Отгадавший «продавец» становится «покупателем».

 

«Зарисовка с натуры растений с клумбы участка». Учить выражать в рисунке характерные признаки цветов, цвет. Закреплять знания о строении растений. Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства. Приучайте детей зарисовывать с натуры понравившееся им цветущее растение. Пусть сначала рисунок будет мало похож, но, после того как вы обратите внимание на характерные признаки данного растения, ребенок будет более внимателен.

 

«Экскурсия в зеленый детский сад». 1-2 ребенка из старшей группы проводят для детей младшего возраста экскурсию на свой участок, когда появляются первые ростки. Старшие дети рассказывают, какие растения они решили вырастить, показывают семена этих растений, все вместе рассматривают побеги.

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973
  2. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе. М.: Просвещение, 1976
  3. Интернет ресурсы сайта http://nsportal.ru/

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»